Наталья кучеренко

психолог

Наша поддержка

Бизнесу.

Студентам.

Школам.

Родителям.

Женщинам.

Мужчинам.

Университетам. 

Коледжам.


Подробнее

Мы в сетях

для SMART TV

  FULL  HD

 круглосуточно

СМОТРИМ

     НА   СМАРТФОНАХ

     НА     ПЛАНШЕТАХ

ДЕТИ подростки

С 12 лет

Появляется интере с противоположному полу

 

13 лет

Стремление утвердиться любыми способами

Привлеечь к себе внимание

Свойственно «присваивать» образцы взрослой жизни                         (чаще-худшей)

 

14-15 лет

Душевное неравновесие, нервные срывы

Переоценка своих качеств и успехов

Юношеский максимализм

Напряжение и риск,  доброта и интимность

Мотивы поведения.- завоевать авторитет високого статуса

  «входной билет» - девиантное поведение

                                  «запретный плод сладок»

 

16-18 лет

Завершение полового созревания

Начало полового опыта

Осознание своей индивидуальноти

Неповторимость и непохождесть на других

Чувство одиночества-что усиливает желание общаться

Что ведет к изобретательности

 

 

возраст 10–12 лет, время телесного становления, время, когда присутствуют все запечатления предыдущих периодов, освящают телесное, задают смыслы действий, формируют атмосферу и настроение.                                                                                                           На внешнем плане идет активизация всех способностей,                                                                                 на внутреннем — усвоение трудового действия.                                                                                                                        Итак, возраст активизации способностей.

После того, как способности к научению развернуты и радость интеллектуального учения дает душе силы, открываются другие, неумственные, способности — ремесленные, технические, сельскохозяйственные, организаторские, ораторские и прочие. Всего их 15 видов. У каждого ребенка свой набор, свои доминанты.

Часто ребенок берется за пять дел одновременно. Одно бросает, едва начав. Три доводит до середины. И только пятое дело приводит к завершению. Пройдет время, ему исполнится сорок или больше лет. Станет он замечать за собой, что всю жизнь имел привычку браться за пять дел.

Мы выделяем два типа трудового действия: ложное и истинное. Тогда три ступеньки в том и другом будут выглядеть по-разному.

В ложном трудовом действии первая ступенька — задумка. Это мечты, грезы, планы. Вторая — само трудовое действие. И третья ступень — успех. В результате выполнения этих трех ступеней мы получаем хорошего трудягу, но эгоиста. Он ориентирован на успех и поэтому изначально выполняет действие с этой ориентацией. Поэтому и первый момент, задумка — это планирование успеха. Он заранее настраивается на него. Затем начинает планировать, как этот успех развить, составляет проект своей работы, дела своего, затем начинает это самое дело делать. Делает, достигает успеха, т.е. он обязательно должен получить либо похвалу («Молодец, как хорошо ты сделал!»), либо грамоту, либо еще что-то. В советской системе воспитания существовала специально налаженная, изощренная система по обеспечению успеха, начиная от простого слова «молодец!», которое каждый родитель отвешивает своему ребенку, кончая путевкой в «Орленок» или «Артек». Вообще ситуация «зал и сцена: те, которые аплодируют, и тот, который переживает успех», — дитя советской педагогики, на тщеславии формировала трудовое действие. И ничего другого, кроме людей тщеславного успеха, мы не формировали.

 

в возрасте 12–14 лет, они душевно неустойчивы, быстро приходят в состояние истерик, внутреннего упадка, озлобления, жестокости, черствости и т.д. У них просто не хватает душевных сил. Мать не дала этих душевных сил, она сама их не имела, она сама находилась в глубоком бессилии перед событиями окружающей жизни (на работе или дома), и это все, переживая, она и запечатлела в своем ребенке.

 

старший школьный период или подростковый период или пубертатный период (девочки 12 – 16; мальчики 13 – 18)                                                                                                                            – начинается с формирования признаков до достижения половой зрелости.                    

  Заканчивается психическое и физическое развитие,                                                             перестраивается эндокринная система,                                                                                             увеличивается деятельность половых желёз.                                                                                                                      У девочек: изменяется телосложение, рост грудных желёз, оволосение лобка, в подмышечных впадинах.                                                                                                                         Для них становится очень важным соблюдение личной гигиены.                                                                            У мальчиков: ломка голоса, поллюции, рост волос на лице, лобке и в подмышечных впадинах.                                                                                                                                          Выявляются дефекты развития половых органов.                                                                                            В связи с гормональной перестройкой – гипертиреоз, ожирение и так далее.                           Повышенная продукция андрогенов ведёт к усилению функции сальных желёз и образованию угрей на лице и туловище.                                                                                   Может быть обострение ранее перенесённых заболеваний, развитие туберкулёза.

 

Старший школьный возраст. В физиологическом отношении характеризуется созреванием половых желез. Гормоны половых желез резко изменяют течение всех жизненных процессов и влияют на функциональное состояние нервной системы. У подростков происходит ряд сдвигов в вегетативной нервной системе (неустойчивость пульса, головокружения и т. д.).
Отмечаются также неровность настроения, повышенная раздражительность, утомляемость. В подростковом периоде постепенно сглаживаются и исчезают морфологические и физиологические особенности, которые отличают ребенка от взрослого. Течение болезней приобретает клинические черты, свойственные взрослым.

 

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИИ ВОЗРАСТНЫХ ИНТЕРВАЛОВ

10 до 17 лет)

Считается, что десять лет — это возраст, когда ребенок уравно­вешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, еще мало заботится о своей внешности.

     - в этом возрасте особую роль играет воздействие примером. Пример влияет непосредственно на подсознание и поэтому фор­мирует личность быстрее, чем апелляция к интеллекту и разъяс­нения полезности и социальной ценности того или иного поступка.

    - Десятилетние мальчики —драчуны. Почему он Дерется? Почему игнорирует замечания взрослых?

    Обычно это происходит потому, что он (его друзья) и взрослые оценивают его поведение с разных точек зрения.

    Друзья и он считают, что тот, то не дерется, — трус, и поэтому требования родителей сын считает придирками, не придает им значения, особенно если они поощряются слишком часто и в грубой форме.

  -  Ценности возрастной группы и родителей постепенно начинают расходиться.

Учитывая о обстоятельство, нежелательно наказывать виновника при посторонних, тем более в присутствии сверстников!! Такое поведение взрослых может уже рассматриваться детьми как унижение и  привести к замкнутости, отказу от повиновения, игнорирование замечаний, сенсорная глухота и слепота, -  формы психологической защиты ребенка,

-  В этом возрасте дети повышенно внушаемы.

   Названная черта та закрепляется, когда взрослые твердят: «Ты неряха, ты злой, ты жадный», — на этом фоне у ребенка быстро ухудшается харак­тер.

    И чем младше ребенок, тем легче он поддается внушению!!

     Поэтому надо всегда внушать ребенку: «Ты добрый, щедрый, до­стойный». «Нет, он у нас не жадный, он просто очень любит кашу, наверное богатырем будет». «Нет, он совсем не жадный, он просто бережет свои вещи и игрушки».

 - ребенок начинает нарочно придумывать и хвастать, — это, как правило, форма его реакции на нереализованные притя­зания: внимания, любви, признания. Если в этом случае изобли­чать ложь, да еще грубо, то это не приведет и не может привести к положительным результатам. Надо искать причины такого по­ведения.

     Дети говорят неправду, когда им приходится спраши­вать вашего разрешения на поступки, относящиеся к перечню со­бытий их личной жизни, или когда они думают, что вы скажете: «Нет!» Или когда вы задаете неуместный вопрос.   

     Закрепляет ложь концентрация внимания на ее обнаружении: ругань, наказание, плач.

К этому возрасту ребенок уже должен иметь свое место в доме: комнату, часть комнаты, стол.

- В тех семьях, где у ребенка в 10 лет нет своего пространства, которое он сам контролирует, от­ношения с родителями более конфликтные.

 

    В одиннадцать лет (с началом полового созревания) меняется поведение.  Если десятилетние всегда   активны  и  почти  в хорошем настроении, то в II —12 лет скелет ребенка тяж движения становятся угловатыми, грубыми, теряется грациz (особенно  у  мальчиков).  

-  Растет дух  противоречия, гордость,

-  ребенок становится   более   импульсивным,  демонстрируя   частую смену настроения, он нередко ссорится со сверстниками.

   Если взрослые не хотят обсуждать с подростком своих указаний, а прямым нажимом требуют исполнения, то это может привести к некоторому негативизму.

-  В этом возрасте особенно болезненно переносится стиль воспитания ( подавляющий активность и инициативу),

- излишняя свобода — тоже еще непосильный груз.

- Безапелляционная тре­бовательность и неуважение родителей к своим детям приводят  к нежеланию общаться с ними и порождают у подростков замкнутость и лживость, способствуют формированию забитого, пассив­ного, неуверенного в своих силах человека.

-  Для воспитания правдивости необходимо втянуть ребенка в круг лиц, с которыми лгущий чувствует себя связанным общ­ностью.

    Отвечая соци­альным ожиданиям окружающих, которые видят в нем хорошие черты, подросток невольно будет стараться поступать лучше.

          Причины  неблагополучных учащихся :

    - 10% из них оказались в изоляции в связи с различными дефектами и недостатками физического характера : заика, шепелявит, толстый, рыжий и т. д.); 

    -  8% — в связи с отста­ванием в интеллектуальном развитии (слабо усваивали учебный материал, имели ограниченные интересы);

    - 24% были хорошо и отлично успевавшие ученики, не пользовавшиеся уважением у одноклассников из-за эгоизма и зазнайства.

    -  Дети с физическими недостатками часто теряют уверенность в себе и уходят в себя, ели ребенком пренебрегают, он недооценивает свои силы и преувеличивает трудности жизненных задач.

 Тогда, вместо того чтобы решать жизненные задачи, он будет искать окольных путей —  Демонстрируя свою слабость, либо проявляя жестокость.

    - С другой стороны, красивые дети тоже деформируются, быстро приходят к убеждению, что должны получать от других все блага жизни без усилий. Таким образом, они тоже могут упустить шанс оптимально подготовиться к жизни.

   -    Дети, вырос­шие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний.

   -  У мальчиков выше уровень тревожности, чаще невротические симп­томы. Они хуже контактируют со сверстниками.

     У них недостаточ­ное самоуважение, им труднее усвоить мужские роли, поэтому они часто гипертрофируют их, проявляя агрессивность, грубость, драчливость. При этом сильная зависимость от матери может со­четаться с чувством враждебности к ней.

      Любопытный анализ того, кто из членов семьи что запрещает детям, проведен в работе Т. А. Репина:

   - запреты, ка­сающиеся безопасности подростка, составляют 42%,

   - запреты, направленные на сохранение вещей и порядка в доме — 28%,     

    - связанные с охране покоя взрослых — 22%,

    -запреты нравственного характера, не затрагивающие непосредственных интересов семьи,                                                                                                                 всего 8%                

  При этом

  -  матерей больше всего волнует безопасность ребенка и сохра­нение вещей и порядка в доме,

   - отцов — охрана собственного покоя,

   - бабушек и дедушек — безопасность ребенка.

 Попутно отметим, что приемы, которыми родители добивают­ся желаемого поведения своих детей, не всегда оптимальны.

     Из­вестно несколько способов формирования ложного родительского авторитета:

    - подавление инициативы детей родительской властью,

    - сохранение жесткой дистанции между собой и детьми,

    -  педантич­ная требовательность, бесконечное резонерство о том, что следует и чего не следует делать,

    - достижение нужного поведения детей подкупом.

Особенно раздражает детей и чреват большими отда­ленными неприятностями демонстративный стиль.

    Это такое по­ведение родителей, а чаще матери, когда она, не стесняясь, всем к каждому жалуется на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляет, что сын растет «бандитом» и прочее.

    Подобная демонстративность  приводит к утрате у ребенка стыдливости,

чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль За своим поведением, провоцирует озлобление по отношению к взрослым, родителям.

 

 

 

           В двенадцать лет импульсивность, вызванная началом гор­мональных перестроек, у подростка частично сглаживается и от­ношение к миру становится более положительным.

  -  Растет его автономия в семье и одновременно усиливается влияние на него сверстников.

- Он охотно проявляет инициативу, начинает заботиться о своей внешности и интересоваться представителями противопо­ложного пола.

-  Интенсивное развитие логической памяти и мыш­ления определяет главные черты этого возраста: разумность, терпимость и юмор.

     Воспитывая ответственность, полезно давать подростку значимые для жизни задания. «Послушай, я тороп­люсь. Если ты меня не покормишь, убегу на работу голодным. Организуй что-нибудь поесть!»

    Затем подготавливается список разных ви­дов неприемлемого поведения

                                      (девиантного) — от самого рискованного до вовсе нерискованного. Например, таких: глотнуть наугад из колбы в химической лаборатории, покататься ночью на велосипеде в тем­ной одежде, ежедневно принимать несколько таблеток аспирина, не советуясь с врачом, курить гашиш, водить автомобиль после рюмочки спиртного, сходить в солнечный день к приятелю.

    В процессе дискуссии уси­лия направляются на то, чтобы переключать интересы подрост­ков, вовлекая в такие виды деятельности, которые предоставляют возможность переориентировать их нормальные стремления к удо­вольствию и риску с алкоголя и наркотиков на другие формы пе­реживания.

 

      Существенная черта тринадцатилетнего подростка — обра­щение внутрь себя.

- Бурное развитие сознания и самосознания обусловливает нарастающий интерес к себе, поэтому подросток  склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике.

- начинает интересоваться психологией, скептически относится к родителям, становится более избирательным в дружбе.

- Продол­жение гормонального созревания усиливает перестройку организ­ма и поддерживает колебание настроений.

-  Кражи, нечестность, нередко наблюдаемые у мальчиков этого возраста, часто обуслов­лены потребностью в контакте со сверстниками. Здесь деньги и вещи выступают как способ привлечь их внимание. Поэтому роди­тели должны стараться давать подростку карманные деньги. Не ждать, когда попросит.

     Подростковый возраст является критическим с точки зрения формирования личности.

- Развивается свобода и ответственность, создающая условия для формирования индивидуального мировоззрения как системы личностных ценностей.

   Большинство подростков старается выпятить и утвердить свой характер.

-    В этот возрастной период усиливается интерес к бессмертию. –

    Сосредоточение на этой проблеме показывает, что внутри про­исходит борьба с интенсивной тревогой, вследствие осознания конечности своего существования.    

-   возможен всплеск фанатиз­ма и уход в какую-либо секту

- подростки в этот период начинают ухаживать за пред­ставителями противоположного пола, причем это определяется не столько уровнем половой зрелости, сколько некими нормами, пред­ставлениями о том, когда это принято делать у сверстников.

-  Про­является определенный интерес к порнографии, без всякого пони­мания того, что она действует подобно наркотику — сначала обостряет ощущения, а потом быстро начинает их притуплять, опустошая человека на многие годы.   

-  Колебания настроения и тре­вожность в этом возрасте имеют специфические проявления.

-  Тре­вожность выражается как напряженность отношений со сверстни­ками.

У подростка перестройка системы мотивов проявляется в по­нижении ценности общения в семейном кругу:

-  самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители.

-   Таким образом, снижение авторите­та взрослых имеет временный характер.

 

 

 

     В четырнадцать лет центр внимания опять переносится в окру­жающий мир — интраверсия сменяется экстраверсией. Допуска­ют, что это связано с завершением полового созревания.

-   В этот период подросток экспансивен, энергичен, общителен, уверен в себе.

-  У него растет интерес к другим людям и их внутреннему миру и проявляется склонность сравнивать себя с другими.

- Особенно быстро развиваются мыслительные операции, поэтому подросток приписывает безграничные возможности свое­му мышлению, способному, по его мнению, преобразовать окру­жающую жизнь.

- Возраст 14—15 лет — это то время, когда начинают всерьез оглядываться вокруг и задумываться над зна­чением жизни.

-  случаи нервных срывов в этом возрасте связаны с утратой душевного равновесия из-за отсутствия ясной перспективы.

- растет внимание к своим внешним данным и мне­нию окружающих по этому поводу.

   Иногда возникают даже идеи уродства как акцентирование какой-либо физической особенно­сти, усугубляемые представлением о том, что все это видят и им  неприятно.

-повышается чувствительность к обидным замечаниям окружающих по поводу его внешности, проявляюща­яся в непрерывном рассматривании себя в зеркале. (Ах! Какой длинный нос, редкие зубы, веснушки, угри, рыжие волосы и т. д и т.

 

Максимализм самостоятельности — главная особенность пят­надцатилетних.

-     Юноша отвоевывает себе право на собственную позицию, убеждения, привязанности.

-  дружелюбие, веселость, об­щительность.

-   Самые важные и наиболее ценные для юноши ка­чества других — верность, честность и доброта.

-  Отношения со сверстниками особенные. Их отличия в том, что информация, ад­ресованная приятелям — интимная, а значит секретная. Для это­го требуется большое доверие, а доверие всегда связано с риском.

-   Доверие возникает в предположении, что человек способен разде­лить его ценности.

- стремление к полной независимости, жажда освобождения от внешнего контроля сочетаются у подростка с развитием самоконтроля и началом сознательного самовоспита­ния.

-   Обычно в этот период строятся жизненные планы.

-  Повышается ранимость и восприимчивость к вредным вли­яниям.

 - Иногда он перестает доверять окружающим взрослым,

- его поведение может отклониться от нормы вследствие непра­вильно сформированной самооценки и неумения адекватно оце­нивать других.

-    подросток предъявляет к себе иные (заниженные) требования, чем к окружающим.

-  Для подростка особенно важны ситуации напря­жения и риска.

-  Предмет его постоянного внимания — такие качества характера, как целеустремленность, решительность, вы­держка.

-   Ему присуща жажда деятельности необычной, влечение к риску, таинственности.

-   Проявляя интерес к волевым качествам других, он постоянно стремится обнаружить их у себя.

-он нередко провоцирует стрессовые ситуации, конфликты, обост­ряет дискуссии возражениями, резкими выпадами, излишней пря­мотой.

- Ведущим мотивом поведения в этом возрасте выступает жела­ние утвердиться в коллективе ровесников, завоевать авторитет, уважение и внимание товарищей.

- Для молодого человека типично стремление к сохранению такого статуса в группе, который под­держивает его повышенную самооценку.

-   Подросток гордится  принадлежностью к группе, даже если «входным билетом» в нее служит наркотик, нередко это — «плата», которую он вносит за принятие его груп­пой.

- самое большое чис­ло случаев  жестокости   падает  на   подростковый   возраст   11 — 16 лет

 

     Истоки ее — во внутренних конфликтах личности с неадек­ватно завышенными притязаниями. При этом члены группы с невысоким статусом в ней остро ощущают неудовлетворенность, У них падает самооценка и они в наибольшей степени подвержены Сиянию групповой атмосферы. Тогда они прикрывают внутреннюю

-  Суверенность, недостаточную самостоятельность вызывающими ма­нерами, грубостью.

-     низкая самооценка предрасполагает к асоци­альному пути развития.      Отклоняющееся поведение проистекает из включенности в такие ситуации, где юношу могли унизить или эмоционально ущемить.

     Соперничать — так в спорте, а не в драке.

- Утверждать себя в глазах сверстников благородными поступка­ми, а не хулиганством. - 

-   Демонстрировать взрослость зрелыми дела­ми, а не курением и выпивкой.

-   это время особенно важно создать все условия для своевременного включения молодого человека в тру­довую деятельность старшего поколения.

   Подростки склонны концентриро­ваться на ближайших результатах своих решений. Родители — на отдаленных. Это источник конфликтов между ними.

     Для пре­дотвращения таких конфликтов не надо непрерывно говорить под­ростку, что он должен делать, и не следует задавать вопросов, на которые ему так не хочется отвечать.

       Потому чужие люди, в отли­чие от родителей, и получают чаще удовольствие от общения с вашими детьми, что, не чувствуя ответственности, не изводят их наставлениями.

  

  В шестнадцать лет у юноши восстанавливается равновесие.

- нервозность, неловкость, демонстративность могут создавать впечатление умственной недоразвитости, в то время как такая эмоциональная неуравновешенность для них нормальна.

- появляется  жизнерадостности, значи­тельно увеличиваются внутренняя самостоятельность, - эмоциональ­ная уравновешенность, общительность,

-  устремленность в будущее.

- но еще остается односторонность в  оценках, нетерпимости, категорич­ности.

- но социальная активность юноши нередко принимает форму негативизма и радикальной критики

     Когда взрос­лые указывают юноше на необоснованность его мрачного взгляда на жизнь, того это не убеждает.

    Только активное привлечение мо­лодого человека к решению конкретной трудной ситуации, кото­рая раньше вызывала его активный протест, может изменить это отношение на положительное.

     Главная особенность юношеского возраста (16—18 лет — это ранняя юность и 18—25 лет — поздняя юность) — это осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на Других.

- физическая коммуникация начинает постепенно заменяться словесным общением:               ( объятия, поглаживания, щипки заменяются комплиментами, иронией, остроумными шутками и игривыми намеками) .

        Так, ориентация в дружбе на ровесников является проявлением стрем­ления к равноправным отношениям,

- выбор друга, старшего по возрасту, может свидетельствовать о потребности в опеке и руко­водстве,

- а младшего — говорит в пользу предположения, что его выбор вынужденный. Такой выбор нередко отражает какие-то пси­хические трудности, например застенчивость, несоответствие уровня его притязаний и возможностей

- необходимостью самоопределения.

- Принятие реше­ния о выборе специальности с самоограничением, порождает внутреннюю напряженность.   

-   Быть взрослым — воп­рос не только возраста.

- Возникает юношеский кризис самотождественности.

      В период ранней молодости молодые люди стремятся доказать себе и другим, что они уже способны к самостоятельным решени­ям и к взрослой жизни.

 

Возрастная динамика появления страхов

От 7 до 11 лет

       Для детей 7-11 лет характерно уменьшение эгоцентрической и увеличение социоцентрической направленности личности.

С 6-7 лет ребенок идет в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это способствует более активному развитию нравственных сторон личности.

Связанные со страхом смерти страхи нападения, пожара и войны продолжают быть выраженными, как и в старшем дошкольном возрасте.

К моменту поступления в школу у детей на­блюдается уменьшение страхов, что как раз и обусловлено новой социальной позицией школь­ника, уменьшающей как эгоцентрическую на­правленность личности, так и инстинктивно опос­редованные формы страха. Однако это не означа­ет, что мы можем окончательно "похоронить" все страхи, и в частности страх смерти. Он трансфор­мируется в страх смерти родителей, а в подростко­вом возрасте — в страх войны.

     Ведущий страх в данном возрасте — это страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого ува­жают, ценят и понимают. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требовани­ям ближайшего окружения, будь то школа, свер­стники или семья. Конкретными формами страха "быть не тем" являются страхи сделать не то, не так, неправильно, не так, как следует, как нужно.

        чувства ответственности, долга, обязанности, то есть о том, что объединено в поня­тие "совесть", как центральное психологическое образование данного возраста. Совесть неотделима от чувства вины как регулятора нравственно-эти­ческих отношений еще в старшем дошкольном возрасте.

       Здесь многое зависит от установок родителей и учителей, их нравственно-этических и социально-адаптивных качеств лично­сти. Можно, опять же, "перегнуть палку" и свя­зать детей таким количеством правил и условнос­тей, запретов и угроз, что они будут бояться, как кары небесной, любого невинного для возраста, тем более случайного, нарушения поведения, по­лучения не той оценки и, более широко, любой не­удачи. Закодированные таким образом младшие школьники будут находиться в состоянии посто­янного психического напряжения, скованности и, нередко, нерешительности из-за трудностей своев­ременного, не регламентированного свыше, само­стоятельного принятия решений.

.

3.7. "Школьная фобия"

Существует термин "школьная фобия", что подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же часто болею­щий и находящийся в условиях гиперопеки.

Обычно не испытывают страха перед посеще­нием школы уверенные в себе, любимые, актив­ные и любознательные дети, стремящиеся само­стоятельно справиться с трудностями обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками. Дру­гое дело, если речь идет о подчеркнуто самолюби­вых, с завышенным уровнем притязаний детях, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, не ходили в детс­кий сад, чрезмерно привязаны к матери и недоста­точно уверены в себе.

     

      Помимо "школьных" страхов для детей этого возраста типичен страх стихии — природных ка­таклизмов: бури, урагана, наводнения, землетря­сения.

       Он не случаен, ибо отражает еще одну осо­бенность, присущую данному возрасту: так назы­ваемое магическое мышление — склонность ве­рить в "роковое" стечение обстоятельств, "таин­ственные" явления, предсказания и суеверия. В этом возрасте переходят на другую сторону ули­цы, увидев черную кошку, верят в "чет и нечет", тринадцатое число, "счастливые билеты".

         Это воз­раст, когда одни дети просто обожают истории о вампирах, привидениях, а другие их панически боятся. Особой пугающей популярностью когда-то пользовались герои кинофильмов "Вий" и "Фанто-мас".

 

Типичными страхами у младших школьников будут страхи Черной Руки и Пиковой Дамы.

     Чер­ная Рука — это вездесущая и проникающая рука мертвеца, в чем нетрудно увидеть наследие Кощея Бессмертного, точнее — всего того, что осталось от него, как, впрочем, и Скелета, которого также час­то боятся в младшем школьном возрасте. Напоми­нает о себе и Баба Яга в образе Пиковой Дамы.

      Пи­ковая Дама — такая же бесчеловечная, жестокая, хитрая и коварная, способна наслать колдовские чары, заговорить, превратить в кого-либо или что-либо, сделать беспомощным и безжизненным. В еще большей степени ее некрофильный образ олицетворяет все, так или иначе связанное с фа­тальным исходом событий, их предрешенностью, роком, судьбой, предзнаменованиями, предсказа­ниями, то есть с магическим репертуаром.

В младшем школьном возрасте

 

3.8. От 11 до 16 лет

       

Чаще всего страх быть не собой означает страх изменения.

        Поэтому эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки боятся не только психического, но и физического уродства, что иногда выражается в нетерпимости к физичес­ким недостаткам других людей или в навязчивых мыслях о собственной "ур°Длив°й" фигуре, "не­красивых" чертах лица и т. п.

     Страх изменения имеет и физиологическое обоснование, поскольку в период полового созревания происходят волную­щие сдвиги в деятельности организма (появление менструаций у девочек или поллюций у мальчи­ков, увеличение или уменьшение массы тела, чрезмерно быстрый рост и болезненные преходя­щие ощущения в различных частях тела и т. д.). Как уже отмечалось, в младшем школьном возрас­те страх смерти родителей начинает преобладать над страхом смерти себя, достигая максимального развития, как и страхи войны, в подростковом возрасте. У подростков выражены также страхи нападения и пожара, у мальчиков, к тому же, страхи заболеть, у девочек — стихии и замкнутого пространства. Все перечисленные страхи носят главным образом характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти, напоминают о нем подчеркнутым и определенным образом сфо­кусированным инстинктом самосохранения.

У девочек подростковый возраст более насы­щен страхами, чем у мальчиков, что отражает их большую склонность к страхам вообще. Тем не ме­нее среднее число всех страхов у них и мальчиков заметно уменьшается в подростковом (и младшем школьном) возрасте по сравнению с дошкольным.

 

ВОЗРАСТНЫЕ ПИКИ СТРАХОВ ДЕТЕЙ

 

Д/М, возраст

Школа

Семья

Социальные

«Архаические»

«Магические»

 

7 – 10лет

 

девочки

Наказание, замечания, плохие отметки,

ошибки

Болезни, страхи о болезни и смерти родителей, страхи расставаний

«опасные люди»

Темнота, огонь, кровь, внезапные и резкие звуки

Судьба, «сглаз», потусторонние силы

мальчики

Наказания, замечания, ошибки,

 плохие оценки

Недовольство родителей, волнение

Физическое насилие, одиночество

Катастрофы, «конец» света

   

 

              -

 

11-12 лет

 

девочки

 

Непонимание материала, неуспешность, контрольные, насмешки учителей и однокласников

Здоровье и переживание родных, семейное благополучие

«опасные люди», боязнь насмешек сверсников, боязнь отвержения сверсников, физическое насилие

Боязнь темноты, крови, мышей, змей

 

Неопределенные страхи

 

мальчики

Неуспех, наказания, замечания, оценки и насмешки одноклассников и учителей

Болезнь близких, смерть родителей

Физическое насилие, ограбления

 

 

 

13-14 лет

 

девочки

Непонимание материала, неуспех, насмешки учителей и однокласников

Болезнь и смерть родителей, непонимание, конфликты

Конфликты со взрослыми, непонимание и насмешки взрослых

«Я» - внешность, неуспех, непохожесть на других, несостоятель-

ность, будущее

Судьба, «сглаз»,

Потусторонние силы

 

мальчики

Насмешки учителей и одноклассников, неуспех

Здоровье и благополучие родителей

Ссоры и конфликты со взрослыми, непонимание взрослых

Боязнь темноты, высоты и огня

 

 

 

 

15-17 лет

девочки

 

Здоровье и благополучие родителей

Отвержение сверстников

«Я» - несостоятельность, будущее личное и профессиональное

«сглаз», судьба, потусторонние силы

 

мальчики

 

 

Будущее, армия, конфликты и непонимание взрослых

«Я» - внешность, оказаться смешным, будущее, несостоятельность, сексуальные проблемы, затруднительное положение

 

 

О стрессе

В подростковом возрасте все чувства обостряются, нервы натягиваются, как струна, от малейшего дискомфорта готов сорваться, потому что очень трудно становится управлять эмоциями и собственным поведением. Любые конфликты, недопонимания становятся трагедией. Что же с этим делать?

Видимой причиной стресса может стать и серьезная неприятность, и незначительная обида. Чаще всего это проявляется в опасных ситуациях (причем опасность может быть как настоящей, так и мнимой), при проявлении насилия в любой форме.  для подростка любая психическая травма болезненнее втройне.

Начиная с 12 лет, организм ребенка претерпевает бурные изменения.                                                          Гормоны «рулят», тело меняется, часто это сопровождается физическими недомоганиями и моральными страданиями.                                                                                                                                                 Именно в подростковом возрасте дети приобретают комплекс неполноценности, различные фобии, становятся замкнутыми. Девочкам кажется, что они полнеют (а на самом деле элементарно растут), и начинают изводить себя диетами. Мальчики комплексуют из-за слишком маленького или высоко роста, неуклюжести, непопулярности и пр.

Опасности, насилие, смерть близких, развод родителей – очень болезненные ситуации для взрослеющих детей. Из-за повышенной мнительности они во всем винят себя. А если еще родители вдобавок пьют, ругаются, дерутся, становятся социально опасными, в первую очередь это отражается на психике их детей.

Добавьте к этому школьные неурядицы, несправедливые оценки, завышенные требования учителей и родителей, конфликты с учителями или одноклассниками – и жизнь современного подростка иначе как адом не назовешь. Перегрузки, связанные с занятиями вне школы, тоже добавляют свою порцию стрессов. Смена школы также является серьезной проблемой – ребенка отрывают от старых друзей (именно сейчас в них нуждаешься больше, чем в родителях!), вынуждают привыкать к новой обстановке, другим правилам, коллективу. От всего этого можно и психическое расстройство получить.

Как стресс влияет на подростков

  • Ухудшается физическое здоровье. Научно доказано, что у людей, переживавших в подростковом возрасте постоянные стрессы, иммунитет ослаблен, они чаще болеют в зрелом возрасте, причем серьезно, чем те, у кого отрочество было относительно благополучным.
  • Ухудшается психическое здоровье.
  • Если с подростковым стрессом не бороться, он может перерасти в серьезную депрессию, которая может закончиться суицидом.

Как бороться с подростковым стрессом

  1. Не стесняйтесь демонстрировать сыну или дочери свою безграничную любовь и ласку. И хотя часто подросшие дети пытаются уклониться от объятий, на самом деле они этого отчаянно хотят, но стесняются. Делайте все, чтобы он знал и чувствовал, что вы его поддерживаете и понимаете.
  2. Выказывайте доверие к чаду не только на словах. Позволяйте ему принимать решения самостоятельно даже в трудных ситуациях – именно в них личность формируется и развивается. Иногда доверие становится риском для родителей, но по другому будет только хуже.
  3. Поговорите с ним о перегрузках вне школы - убедите принять решение ограничиться только спортивной секцией или игрой на инструменте, чтобы он не выбивался из сил, пытаясь везде преуспеть.

Признаки стресса у подростка

  • Быстрая утомляемость, склонность к апатии, угрюмости.
  • Неконтролируемый аппетит, пристрастие к сладкому и жирному.
  • Недовольство своим внешним видом, увлечение диетами у девушек или качанием мышц у парней.
  • Открытая агрессия, злость, раздражительность на все попытки проявить интерес к его увлечениям.
  • Резкая потеря интереса к учебе и увлечениям, падение школьных отметок.
  • Замкнутость, самоизоляция.
  • Интерес к спиртному и сигаретам.
  • Резкое падение самооценки, неуверенность в себе.

Как могут помочь родители?

Даже без обращения к психологу родители могут и должны помочь сыну или дочери:

  1. Создать в доме атмосферу открытости и доверия. Счастливы те дети и родители, которые в трудные моменты могут делиться друг с другом неприятностями и обсуждать любые самые щекотливые и интимные темы. Если ваш ребенок не найдет поддержку в вашем лице, то он выговорится в компании в подворотне. Вам оно надо?
  2. Оцените способности и возможности сына или дочери по поводу применения его талантов. При загруженности в нескольких секциях имеет смысл оставить одну, самую любимую и перспективную, возможно, как-то связанную с его будущим. Ведь главное в жизни не очередной рекорд или достижение, а гармония во всех сферах. Поэтому проявите оптимальность, оставив важное и нужное, отказавшись при этом от лишнего и отнимающего время и энергию. Тем более, что учеными доказано – подростки, у которых есть увлечения, реже испытывают стресс, у них меньше шансов подхватить вредные привычки.
  3. Поставьте под контроль время, проводимое за компьютером. Вообще-то, медицинская норма в этом возрасте 1,5 часа в сутки, желательно с двумя перерывами по 15 минут. Соблюдение нормы поможет лучше высыпаться, вовремя отправляться в постель, меньше уставать.
  4. Норма сна у подростков 8-10 часов. Именно за это время организм способен полностью восстановиться. Хронический недосып приводит к снижению работоспособности, хронической усталости.
  5. Следите за тем, чтобы в жизни подростка присутствовала оптимальная физическая нагрузка. В сочетании со сменой обстановки движение гармонизирует психику, нейтрализует действие стресса, помогает успокоиться. Выезды за город, пикники, экскурсии, подвижные игры, спортивные секции не только снимут стресс, но и помогут найти новых друзей.
  6. Станьте для ребенка личным примером оптимизма и спокойствия. Если вы сами будете воспринимать жизненные перипетии без лишнего ажиотажа и паники, то и ваше чадо скопирует такое же отношение к проблемам. Учите детей с детства сохранять позитивный настрой и в каждой сложной ситуации видеть положительные моменты.
  7. Отмечайте успехи, хвалите за них. Не фокусируйтесь на неудачах и не критикуйте за них, лучше помогите сделать «работу над ошибками» и извлечь правильные выводы.
  8. В критических обстоятельствах не игнорируйте поход к школьному психологу. Специалист всегда поможет найти оптимальный путь решения сложного вопроса.

 

ПСИХОТРАВМЫ ИЛИ ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА РЕБЕНКА

 

Структура СОЛИДАРНОСТИ

Период – 7 – 12 лет

 

Период, когда ребенок включается в группу, в социум, период 2 социализации.

- Ребенку нужна поддержка родителей.

- формирование своей компании (задача – найти свою «стаю»)

- формирование понятия – лидер в компании

- учатся делиться на микрогруппы ( с этим – дружу, с этим – нет)

- проблема периода – отсутствие отца в семье, ребенок привязывается к маме сильнее и становится безразличным группа, «мама – лучшая жена», период сепарации – либо гиперопека, либо отвержение и ребенок уходит  от социума

-  ребенок – революционер (протест против отца)

- дети начинают прикрывать друг друга (сдал - не сдал, предательство)

      Если ребенок «предает», значит ему важнее общение и мнение родителей, чем группы.

- период, когда родители начинают навязывать детям свои нереализованные детские желания (ходить на музыку, плавание…)

- солидарность – быть частью группы

 

Узнать – ранний или поздний – просмотреть поведение в стрессовых ситуацииях

 

БАЛАНС – взрослая, здоровая конкуренция

                - умение конкурировать

                - умение договариваться

                - ориентация в работе на результат