Наталья кучеренко

психолог

Репрезентативная система личности

Вы никогда не задумывались над тем, что нам бывает сложно понять другого человека просто потому, что он воспринимает окружающий мир немного иначе, чем мы. Прислушайтесь к тому, как говорят люди, и вы заметите, что кто-то очень часто употребляет в разговоре фразу «я не могу смотреть на это», а кто-то вместо этого говорит «это не переносимо», кто-то любит повторять «я рад вас слышать», а кто-то – «мне приятно ваше отношение ко мне».

Оказывается, что это не просто привычка, употреблять в речи те или иные слова, те или иные обороты. Все дело в том, что люди по-разному воспринимают окружающих их мир: одни получают больше всего информации о действительности при помощи зрения, а потому часто употребляют в речи фразы наподобие «да видано ли это дело», другие больше всего узнают о мире при помощи слуха, третьи – с помощью канала ощущений.
В результате между людьми, у которых активны разные каналы восприятия (зрительный, слуховой или канал ощущений) могут возникать недопонимания и даже конфликты.

Возможна, например, такая ситуация. Вы делаете ремонт в квартире и приобретаете диван, который наилучшим образ вписывается в интерьер, но не слишком удобен. Вы делаете это потому, что вам важна красота в доме, ибо вы человек «зрячий», но, вполне вероятно, что ваша вторая половина не уделяет внимания красоте, ей намного важнее комфорт, ибо у нее развит канал ощущений. В результате конфликт и ссоры. Вашему супругу неприятно, что вы купили неудобную вещь, а вас оскорбляет то, что ему вообще ничего не нравится из того, что вы делаете.

Для того чтобы избежать подобных неприятных ситуаций, пройдите предложенный здесь тест и узнайте, какой из трех каналов восприятия наиболее активен у вас, а какой у ваших друзей и близких. Получив эту информацию, вы сможете значительно легче найти общий язык с тем, кто вам дорог.

Просто отвечайте «да» или «нет» на приведенные ниже вопросы.

  1. Мне нравится смотреть на небо.
  2. Я периодически что-то напеваю.
  3. Я ношу лишь ту одежду, в которой мне удобно, никакая мода не заставит меня надеть одежду, в которой мне не комфортно.
  4. Я люблю бани и сауны.
  5. Выбирая машину, я обязательно обращаю внимание на ее цвет.
  6. Я прекрасно распознаю знакомых людей по их шагам, всегда могу определить, кто вошел в комнату, даже если и не вижу этого.
  7. Я умею разговаривать голосами других людей.
  8. Я уделяю много внимания своей внешности.
  9. Мне нравится массаж.
  10. Я люблю рассматривать прохожих.
  11. Я испытываю постоянную потребность в движении.
  12. Приобретая одежду, я могу, лишь бросив на нее беглый взгляд, понять, подойдет она мне или нет.
  13. Если я слышу старую песню, то немедленно вспоминаю прошлое.
  14. Я часто совмещаю еду и чтение.
  15. Я люблю болтать по телефону.
  16. Я быстро полнею.
  17. Чтению я предпочитаю аудиокниги.
  18. После физической нагрузки или стресса я еще долго чувствую скованность и напряжение.
  19. Люблю делать фотографии.
  20. Я надолго запоминаю слова людей.
  21. Мне нравится приобретать букеты, даже если я не собираюсь их кому-то дарить.
  22. Я люблю принимать горячую ванну.
  23. Я тщательно планирую свой день, записываю в еженедельник все, что надо успеть сделать.
  24. Я часто разговариваю сам с собой, когда один.
  25. Мне сложно прийти в себя после того, как я провел много времени в поезде или самолете.
  26. Я могу узнать многое о человеке только по его голосу.
  27. Я формирую мнение о человеке по тому, как он одет.
  28. Утром я долго потягиваюсь, иначе просто не могу подняться.
  29. Если кровать неудобная, я не могу уснуть.
  30. Мне очень сложно найти себе по-настоящему удобную обувь.
  31. Я люблю смотреть кино и телевизор, посещать театр.
  32. У меня прекрасная память на лица.
  33. Я люблю шум дождя.
  34. Я умею и люблю слушать людей.
  35. Мне нравиться много двигаться, танцевать, заниматься фитнесом.
  36. Я не могу спать под тиканье часов.
  37. Я не могу жить без своей аудиоаппаратуры.
  38. При звуках музыки ноги сами идут в пляс.
  39. Я люблю осматривать различные достопримечательности, часто бываю на экскурсиях.
  40. Терпеть не могу беспорядка.
  41. Не могу носить одежду из ненатуральных тканей.
  42. Мне очень важно освещение в доме.
  43. Я часто бываю на концертах.
  44. Рукопожатие позволяет мне многое узнать о человеке.
  45. Я часто бываю в музеях и на выставках.
  46. Я люблю вести дискуссии.
  47. Мне кажется, что прикосновения нередко более информативны, чем слова.
  48. Я не могу работать или читать, когда кругом шумят.

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «да» на следующие вопросы:                                                                         1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.                                                                                        Если на эти вопросы вы ответили «да» 8 и более раз, значит, у вас хорошо развит зрительный канал.

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «да» на следующие вопросы:                                                                          2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.                                                                                             Если на эти вопросы вы ответили «да» 8 и более раз, значит, у вас хорошо развит слуховой канал.

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «да» на следующие вопросы:                                                                           3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.                                                                                       Если на эти вопросы вы ответили «да» 8 и более раз, значит, у вас хорошо развит канал ощущений.

Если у вас наблюдается приблизительно равное число положительных ответов по всем трем группам, то вас можно поздравить – вы очень гармонично развитый человек. А вот если в какой-либо группе вам не удалось набрать восемь ответов «да», то это указывает на недоразвитие данного канала восприятия.

 

репрезентативная система личности

Что определяет в жизни человека его ведущая репрезентативная система?

 Во-первых, она определяет то, какая информация из окружающего мира усва­ивается легче и быстрее всего, на какие ее аспекты прежде всего будет обращено внимание.

Скажем, ребенок видит в магазине новую интересную игрушку.

Визуал постарается рассмотреть ее как следует.

Аудиал начнет расспрашивать, что это такое, для чего нужна игрушка и как с ней играть.

Кинестетик же попытается подержать в руках и потрогать игрушку.

Скорее всего эти трое и предпочтут разное: визуал — яркую и красивую игрушку, кинестетик — мягкую или приятную на ощупь. Что касается аудиала, то если звучащей или говорящей игрушки в магазине не будет, он, возможно, предпочтет выбрать персонаж сказки или мультфильма — того, с кем связана какая-нибудь интересная история.

Второе различие, связанное с ведущей репрезентативной системой, — предпочитаемая форма хранения информации в памяти и легкость извлечения из памяти разных видов информации. Скажем, думая о любимом человеке, один вспомнит прежде всего его лицо, другой — голос, а третий — мягкость рук или запах.

Третий важный аспект репрезентативных систем — легкость оперирования с разными типами информации в процессе мыслительной деятель­ности.

Рассмотрим для примера процесс выбора правильной дороги в незнакомой местности.

Визуал постарается запастись планом и ориентироваться по нему. Если же плана нет, он попытается как можно лучше представить себе местность и выбрать дорогу, исходя из ее зрительного образа.

Аудиал будет расспрашивать прохожих.

Кинестетик, скорее всего, станет искать правильный путь, двигаясь в разных направлениях, пока не доберется до цели.

 

Еще - определяют ведущую репрезентативную систему по движениям глаз…