Наталья кучеренко

психолог

Наша поддержка

Бизнесу.

Студентам.

Школам.

Родителям.

Женщинам.

Мужчинам.

Университетам. 

Коледжам.


Подробнее

Мы в сетях

для SMART TV

  FULL  HD

 круглосуточно

СМОТРИМ

     НА   СМАРТФОНАХ

     НА     ПЛАНШЕТАХ

черты психики

Они получили название ЭКСТРАВЕРСИЯ — ИНТРОВЕРСИЯ и НЕЙРОТИЗМ — ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Выраженные экстраверты, так же, как и выраженные интроверты, — редкость. Большинство людей в своем поведении сочетают черты экстраверсии или интроверсии, в зависимости от ситуации проявляя те или другие. При этом черты экстра- или интроверсии могут преобладать (потенциальные экстраверты и интроверты) или быть выраженными практически одинаково (амбиверты).

 

Экстравертам, как правило, свойственны общительность, легкость вступления в контакт, их круг общения широк, но не очень глубок: имея много знакомых, приятелей и тех, кто к нему хорошо относится, экстраверт может не иметь настоящих друзей. Такие люди привлекают других своим обаянием, активностью, живостью, но они не склонны вдаваться в тонкости и нюансы взаимоотношений, анализировать мысли и чувства — ни свои, ни партнеров по общению. Экстраверты эмоциональны, они живо откликаются на происходящее, их эмоции легко “прочитать” по голосу, мимике, жестикуляции. Экстраверты недостаточно хорошо умеют контролировать свои эмоции, могут быть несдержанны и импульсивны, действовать под влиянием момента, необдуманно. В стрессовой ситуации экстраверт вспылит, а, возможно, будет агрессивен. Экстраверты любят новое. Более того, они испытывают постоянную потребность в новых впечатлениях, поэтому они инициативны, с охотой берутся за новые дела (и далеко не всегда их завершают), легко адаптируются к изменениям. Экстраверты легко принимают решения, любят рисковать, причем далеко не всегда их рискованные поступки оправданы.

 

          Интроверт, в противоположность экстраверту, замкнут и имеет достаточно ограниченный круг контактов. При необходимости общаться с новыми людьми или в большой компании он часто испытывает трудности, смущается и тревожится. Зато интроверт преданный друг, ценящий глубокие и прочные взаимоотношения; его друг или близкий человек скорее всего тоже интроверт. Как правило, интроверты серьезны, склонны к занятиям, требующим сосредоточенности и длительных усилий, возможно, даже однообразных и монотонных (то, что ужасно для экстраверта). Их интересуют абстрактные дисциплины — наука, философия, но самое интересное для интроверта — он сам. Интроверт склонен к самоанализу, к длительному обдумыванию своего поведения и переживаний, часто задним числом, что в сложных ситуациях легко переходит в самокопание и самобичевание. Стороннему наблюдателю интраверт может показаться сухим и малоэмоциональным, но это не совсем так. Интроверты сдержанны в проявлении эмоций и не делают свои переживания достоянием партнеров по обще­нию, поэтому их переживания иногда нелегко понять, однако они могут быть не менее интенсивными, чем у экстравертов.

нейротизм — эмоциональная стабильность, характеризует эмоциональную устойчивость человека. Лица с высоким нейротизмом склонны к частой смене настроения и выраженной реакции на стресс. Даже мелкая проблема или неудача порой вызывает сильную эмоциональную реакцию или дезорганизует поведение. Таким людям свойственны повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, тревожность, низкая самооценка, неуверенность в себе. В стрессовых ситуациях легко возникают беспокойство, раздражительность, чувство вины и другие симптомы эмоционального неблагополучия. Человек с высоким нейротизмом — это совершенно необязательно невротик, но в неблагоприятной ситуации невроз или другие нарушения (психические или соматические) у него развиваются чаще, чем у эмоционально стабильных людей.

 

Эмоционально стабильные люди не склонны к беспокойству, сохраняют спокойствие и способность эффективно действовать в стрессовых ситуациях, не боятся проблем и трудностей и стремятся их преодолевать.

Большинство людей находятся не на краях континуума нейротизм — эмоциональная стабильность, а занимают промежуточное положение, тяготея к тому или иному полюсу.

Личностный опросник Айзенка

ИСПЫТУЕМЫЙ. Возраст от шестнадцати лет. Испытуемый письменно заполняет опросник. При возникновении вопросов или сомнений в процессе заполнения опросника следует избегать содержательного обсуждения вопросов теста и указать, что испытуемый должен отвечать так, как ему кажется; так, как он понимает содержание вопроса, первое, что ему придет в голову; что в тесте нет правильных и неправильных ответов и т.п.

ТЕСТ-ОПРОСНИК Г.АЙЗЕНКА

Адаптирован А.Г. Шмелевым

Да        Нет

  1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильное ощущение?
  2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, одобрить, выразить сочувствие?
  3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?
  4. Очень ли Вам трудно отказываться от своих намерений?
  5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
  6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно?
  7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
  8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?

Да        Нет

  1. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
  2. Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?
  3. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?
  4. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
  5. Часто ли Вы действуете необдуманно, под влиянием момента?
  6. Часто ли Вас беспокоит мысль о том, что Вам не следовало бы чего-либо делать или говорить?
  7. Предпочитаете ли Вы чтение книг встрече с людьми?
  8. Верно ли, что Вас легко задеть?
  9. Любите ли Вы часто бывать в компании?
  10. Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми?
  11. Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все “горит” в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?
  12. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких людей?
  13. Много ли Вы мечтаете?
  14. Если на Вас кричат, отвечаете ли Вы тем же?
  15. Часто ли Вас терзает чувство вины?
  16. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?
  17. Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?
  18. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто напряжены до предела?
  19. Считают ли Вас живым и веселым человеком?
  20. После того как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что можно было сделать лучше?
  21. Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей?
  22. Бывает ли, что Вы передаете слухи?
  23. Бывает ли, что Вам не спится от того, что разные мысли приходят Вам в голову?
  24. Верно ли, что Вам часто приятнее и легче прочесть о том, что вас интересует, в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у людей?

Да         Нет

  1. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?
  2. Нравится ли Вам работа, которая требует пристального внимания?
  3. Бывают ли у Вас приступы дрожи?
  4. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых людях только хорошее даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?
  5. Верно ли, что Вам неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?
  6. Верно ли, что Вы раздражительны?
  7. Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действия?
  8. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и “ужасах”, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
  9. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях?
  10. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
  11. Часто ли Вам снятся кошмары?
  12. Верно ли, что Вы любитель поговорить и никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?
  13. 4 Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
  14. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?
  15. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
  16. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?
  17. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?
  18. Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?
  19. Трудно ли получать настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников?
  20. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
  21. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?
  22. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
  23. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
  24. Любите ли Вы подшучивать над другими?
  25. Страдаете ли Вы бессонницей?

 

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ.

 

Искренность: ответы “да” на вопросы 6, 24, 36;

                     ответы “нет” на вопросы 12, 18, 30, 42, 48, 54.

 

Экстраверсия: ответы “нет” на вопросы 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51;

                      ответы “да” на вопросы 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

 

Нейротизм: ответы “да” на вопросы 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47,

                                                      50, 52, 55, 57.

 

ОБРАБОТКА. По каждому из трех показателей “Искренность”, “Экстраверсия” и “Нейротизм” подсчитывается количественный показатель: начисляется по 1 баллу за каждый ответ, совпадающий с ключом.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

 

  1. Шкала “Искренность”

0—3 — откровенный (результат испытуемого пригоден для интерпретации);

4—6 — ситуативный (испытуемый не был до конца искренен; результаты можно интерпретировать с осторожностью, учитывая, что испытуемый, заполняя тест, скорее всего хотел выглядеть лучше, нежели на самом деле);

7—9 — лживый (результат недостоверен, тест непригоден для дальнейшей работы). В данном случае речь не идет о лживости как особенности личности, а лишь о том, что при ответах на вопросы теста испытуемый по какой-то причине не был правдив.

 

  1. Шкала “Экстраверсия”

0—2 — сверхинтроверт

3—6 — интроверт

7—10 — потенциальный интроверт

11—14 — амбиверт

15—18 — потенциальный экстраверт

19—22 — экстраверт

23—24 — сверхэкстраверт

 

  1. Шкала “Нейротизм”

0—2 — сверхстабилен эмоционально

3—6 — стабилен

7—10 — потенциально стабилен

11—14 — нормостеник

15—18 — потенциальный нейротизм

19—22 — нейротизм

23—23 — сверхнейротизм.

 

 

 

Я-концепция и ее формирование

 

От тринадцати до восемнадцати лет — кризисный почти для каждого. Суть этого кризиса — переход от детства к взрослости (биологический, социальный и психологический).                                                            Главное психологическое изменение переходного периода — формирование Я-КОНЦЕПЦИИ, или самосознания, как относительно устойчивой системы представлений о себе, сопряженных с их оценкой.

 

Я-образ часто включает в себя несколько вариантов частных Я-образов.                                                                 Я реальное (какой я есть на самом деле),                                                                                                                     Я идеальное (каким бы я хотел быть),                                                                                                                                  Я зеркальное (каким меня представляют другие люди) и так далее.                                                                           Причем каждому из вариантов, в свою очередь, могут соответствовать несколько Я-образов, например,         Я реальное может обладать совершенно разными качествами в ситуациях Я наедине с собой, Я с любимым человеком, Я в компании друзей и т.д.

 

САМООЦЕНКА — отношение к самому себе в целом и к своим отдельным качествам. Среди источников формирования самооценки — сравнение себя с другими, оценки других людей, сопоставления различных вариантов Я-образа (наибольшее значение имеет сравнение Я реального и Я идеального), а также субъективная значимость различных аспектов Я-образа. Например, у некоторых какой-либо дефект внешности — источник снижения самооценки, у других же, если они не придают большого значения внешности, аналогичный дефект на самооценку не повлияет.

Я-концепция определяет ожидания человека по отношению к другим людям

Я-концепция определяет поведение человека

Я-концепция — поддержание внутренней согласованности представлений человека о себе, необходимой для сохранения психического благополучия.

 

О СОДЕРЖАНИИ Я-концепции - можно судить по самоописаниям — различным вариантам сочинений о себе и ответов на вопрос “Кто я?”.

Рассматриваются аспекты:

- описание своих качеств, черт характера и особенностей внутреннего мира (в большей степени у подростков-девочек) — “человек с неуравновешенным характером”; “обладаю большим количеством способностей, но все — в небольших размерах”; “доверчивая”; “замкнутая”; “ленивая” и т.д.;*

- особенности поведения в различных ситуациях — “иногда намеренно пытаюсь причинить зло”; “я стараюсь быть интеллигентным человеком с хорошими манерами”;

- взгляды и убеждения (в большей степени у подростков-мальчиков) — “я терпеть не могу обывательской пошлости; более конкретно: 1) очередей, 2) транспорта, 3) дней рождения, 4) бабушек на скамейке и др.”; “я считаю, что женщины ничем не отличаются от мужчин (в плане психики)”;

- интересы, вкусы, увлечения — “люблю ходить в театр”; “люблю днем спать”; “фанат компьютерных игр”; “люблю время, начиная со средневековья и кончая XIX веком”; “не люблю манную кашу”.

- формальные, статусные характеристики, родственные отношения — “человек”; “ученица”; “дочь”; “сестра” и пр. Однако некоторые подростки пытаются более глобально определить свое место в мире — “один из жителей планеты Земля”; “капля в океане человечества”;

- особенности взаимоотношений с людьми — “я могу всем сказать, кто я, кого люблю, кого терпеть не могу, от чего страдаю; мне не мешает, если они будут это знать”; “у меня очень мало друзей, очень много хороших знакомых и мало врагов”;

- внешность — “не очень красивая”; “мне очень идет улыбка, она делает лицо более женственным”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест - ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРРЕНЦИАЛ

 

ИНСТРУКЦИЯ испытуемому и порядок работы

Оцените себя согласно приведенному ниже списку качеств, зачеркивая одну цифру в каждой строке в соответствии с тем, насколько выражено у вас то или иное качество:

3 — ярко выражено,

2 — выражено,

1 — слабо выражено,

0 — не выражено ни это качество, ни противоположное ему, расположенное на этой же строке справа.Затем на втором листе (два одинаковых листа должны быть приготовлены заранее) оцените себя, каким бы вы хотели быть в идеале, если бы могли.

обаятельный

3   2   1   0   1   2   3

непривлекательный

слабый

3   2   1   0   1   2   3

сильный

разговорчивый

3   2   1   0   1   2   3

молчаливый

безответственный

3   2   1   0   1   2   3

добросовестный

упрямый

3   2   1   0   1   2   3

уступчивый

замкнутый

3   2   1   0   1   2   3

открытый

добрый

3   2   1   0   1   2   3

эгоистичный

зависимый

3   2   1   0   1   2   3

независимый

деятельный

3   2   1   0   1   2   3

пассивный

черствый

3   2   1   0   1   2   3

отзывчивый

решительный

3   2   1   0   1   2   3

нерешительный

вялый

3   2   1   0   1   2   3

энергичный

справедливый

3   2   1   0   1   2   3

несправедливый

расслабленный

3   2   1   0   1   2   3

напряженный

суетливый

3   2   1   0   1   2   3

спокойный

враждебный

3   2   1   0   1   2   3

дружелюбный

уверенный

3   2   1   0   1   2   3

неуверенный

нелюдимый

3   2   1   0   1   2   3

общительный

честный

3   2   1   0   1   2   3

несикренний

несамостоятельный

3   2   1   0   1   2   3

самостоятельный

раздражительный

3   2   1   0   1   2   3

невозмутимый

 

ОБРАБОТКА. Обобщенные показатели Оценки, Силы и Активности подсчитываются по следующим правилам.

Оценка — сумма баллов в строках 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.

Сила — сумма баллов в строках 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.

Активность — сумма баллов в строках 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

При этом для нечетных строк — 1, 3, 5 ... 21 — показатель учитывается со знаком “+”, если он стоит в левой части листа, и со знаком “-” — в правой части.

Для четных строк — 2, 4 ...20 — показатель учитывается со знаком “-” в левой части и со знаком “+” — в правой. Итоговый показатель может варьироваться от -21 до +21.

 

Например, по характеристикам фактора силы испытуемый оценил себя так: сильный-слабый 0; упрямый 3; зависимый 2; нерешительный 1; расслабленный-напряженный 0; неуверенный 1; самостоятельный-несамостоятельный 0. Подсчет: 0 + 3 - 2 - 1 + 0 - 1 + 0= -1. Показатель силы: —1.

 

ПРИНЦИПЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ. Методика позволяет оценить представление испытуемого о себе как по отдельным качествам, так и по трем обобщенным факторам Оценки, Силы, Активности. Методика не может дать объективной оценки этих качеств.

Показатель оценки характеризует такие аспекты Я-концепции, как принятие себя как личности, признание у себя социально одобряемых качеств (высокие показатели)— критическое отношение к себе, недостаточный уровень самопринятия, неудовлетворенность собой (низкие показатели). О низкой самооценке, как правило, свидетельствуют близкие к нулю и отрицательные показатели.

Показатель силы характеризует уверенность испытуемого в себе, склонность полагаться на свои силы в трудных ситуациях (высокие показатели) — восприятие себя как человека зависимого от внешних обстоятельств, не способного добиваться желаемого, контролировать ситуацию, настаивать на своем (низкие показатели). О низкой самооценке, как правило, свидетельствуют отрицательные показатели.

Показатель активности характеризуют самовосприятие испытуемого как человека общительного, активного, энергичного, эмоционально откликающегося на ситуацию или замкнутого, спокойного, сдержанного (речь идет лишь о том, каким считает себя испытуемый, а не о том, какой он на самом деле). Однозначной связи с самооценкой у этого фактора нет.

Данная методика наиболее информативна, если можно сопоставить несколько вариантов ее заполнения: например, сравнение нескольких вариантов Я-образа (как в данном задании) или самооценку с оценкой другого человека, хорошо знающего испытуемого (родители, друг, супруг), или методики, заполненные с интервалом в несколько недель (месяцев, лет). В первую очередь сравниваются комплексные показатели Оценки, Силы, Актив­ности, а также те отдельные характеристики, которые отличаются по знаку (например, испытуемый не считает себя ни спокойным, ни невозмутимым, а свой Я-идеал оценивает как спокойный и невозмутимый; или же испытуемый считает себя уступчивым, а его мать, напротив, упрямым и т.п.)

АНАЛИЗ

  1. Дать содержательную характеристику Я-концепции испытуемого, используя значения отдельных характеристик и интерпретацию факторов Оценки, Силы, Активности.
  2. На основе сравнения Я реального и Я идеального, значений факторов Оценки и Силы охарактеризовать самооценку испытуемого.

Для того чтобы оценить устойчивость Я-концепции, необходимо повторить одну или обе методики через какое-то время.