Наталья кучеренко

психолог

Наша поддержка

Бизнесу.

Студентам.

Школам.

Родителям.

Женщинам.

Мужчинам.

Университетам. 

Коледжам.


Подробнее

Мы в сетях

для SMART TV

  FULL  HD

 круглосуточно

СМОТРИМ

     НА   СМАРТФОНАХ

     НА     ПЛАНШЕТАХ

 

ДЕТИ  7-10

От  4 до 6 лет

Формируется инициатива

Начинают возникать идеалы

Появляется чувство моральной ответственности

Начинают различать:  что - хорошо, а что – плохо

 

10-11 лет

Половое созревание

Подросткам трудно от личить реальное от воображаемого

 

 

В возрасте с 7 до 10 лет на внешнем плане ведущей деятельностью является учебная, на внутреннем — ученическая.  

        Сначала обретение духовных сил в утробе матери,                                                        затем способы общения от рождения до 3‑х лет,                                                                        потом смыслы жизни (от 3 до 5),                                                                                   запечатление труда и послушания (до 7 лет)                                                                               способность учиться (от 7 до 10 лет), то есть то, без чего в принципе невозможно в дальнейшем обретение мастерства.

 В возрасте от 7 до 10 лет душевное становление детей, является ведущим.

 При этом, если до 7 лет в отношениях со взрослыми запечатлевалось послушание,                                                                                                                                            то с 7 лет является в душе ребенка живое действие — почитание взрослых.

В возрасте с 7 до 10 лет дети искренне хотят учиться.                                                                                     И внутренними резервами сил они к этому расположены.

Дети, которые с радостью прошли все три года обучения и запечатлели учение как радость, всю жизнь будут способны учиться.                                                                                  Такая глубокая закладка происходит возрасте с 7 до 10 лет.

Возраст от 5 до 7 лет — этап воспитания духа, начало триады, время строгого послушания. Тело и душа — в строгости.                                                                                                                    

 

 

 

 

младший школьный период (с 7 до 11/12 лет)                                                                                                     – усиливается развитие мышечного скелета,                                                                                        молочные зубы заменяются на постоянные,                                                                                            могут возникнуть хронические заболевания,                                                                                             систематические занятия в школе и дома при не соблюдении гигиенических правил приводит к нарушению осанки и близорукости,                                                                                            увеличивается смертность в связи с травматизмом (спортивный).

 

     Младший школьный возраст характеризуется усиленным развитием мускулатуры, но рост ребенка несколько замедляется.                                              Ребенок развивается в школьном коллективе и живет его интересами. Занятия физкультурой следует организовать так, чтобы они ребенка не утомляли, а способствовали повышению процессов обмена и функций всех систем организма.
При значительной школьной нагрузке, неправильной организации сна и отдыха возможно развитие невротических реакций.                                                                             Для младшего школьного возраста характерна высокая заболеваемость острыми инфекциями, появляются заболевания, редко встречающиеся в преддошкольном возрасте (ревматизм, функциональные сердечно-сосудистые расстройства и другие).

ПСИХОТРАВМЫ ИЛИ ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА РЕБЕНКА

Структура МНЕНИЙ   Период – 5 – 9 лет

 

     Период первой социализации,

- ребенок хочет идти в группу, уходит от родителей

- изучение границ и прощупывание границ правил

- у ребенка появляется свое мнение, он может что-то обьяснить,

- много сложных вопросов и «ломается» сам

- раньше ребенка можно было обмануть, обхитрить,                                                                    этот период – уже нельзя

- закладываются «правила жизни»

- появляется вопрос «почему» и требуют обьяснений (нужно обьяснять)

-  в разных группах – разные правила и уже принимают правила игры группы

- важность принадлежности к группе (особенно – неформальной)

- дети следят за модой (любят модную одежду, игрушки…)

- принимают знаки отличия (раскрас, сленг…)

- обращают внимание на внешний вид и много находятся перед зеркалом

- формируется самооценка

- освоение «своей» территории – на уровне квартиры, двора, парка

- начинают врать и воровать – это норма (воровство – без цели, в 14 лет – воровство с целью сбыта)

- злятся на себя (часто из-за «праведного гнева»)

- учатся гибкости и манипуляциям в отношениях

    

      Травма – когда ребенку не дают высказаться («затыкают рот»), осмеивается его мнения,                                                                                                   нарушение личных границ,                                                                                                                не дают «свободы выбора»,  обращают внимание на его малый возраст («Молчи, зелень», «Доживешь до…,поймешь»…)                                                                              не соответствие моды и внешности.

 

Структура СОЛИДАРНОСТИ   Период – 7 – 12 лет

 

Период, когда ребенок включается в группу, в социум,                                                              - Ребенку нужна поддержка родителей.

- формирование своей компании (задача – найти свою «стаю»)

- формирование понятия – лидер в компании

- учатся делиться на микрогруппы ( с этим – дружу, с этим – нет)

- проблема периода – отсутствие отца в семье, ребенок привязывается к маме сильнее и становится безразличным группа, «мама – лучшая жена», период сепарации – либо гиперопека, либо отвержение и ребенок уходит  от социума

-  ребенок – революционер (протест против отца)

- дети начинают прикрывать друг друга (сдал - не сдал, предательство)

 

      Если ребенок «предает», значит ему важнее общение и мнение родителей, чем группы.

- период, когда родители начинают навязывать детям свои нереализованные детские желания (ходить на музыку, плавание…)

- солидарность – быть частью группы

 

БАЛАНС – взрослая, здоровая конкуренция

                - умение конкурировать

                - умение договариваться

                - ориентация в работе на результат

 

 

 

Возрастная динамика появления страхов

От 7 до 11 лет

          С 6-7 лет ребенок идет в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это способствует более активному развитию нравственных сторон личности.

        К моменту поступления в школу у детей на­блюдается уменьшение страхов, что как раз и обусловлено новой социальной позицией школь­ника,

        Младший школьный возраст — это воз­раст, когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи.

       Инстинктивные, (в основном-эмоциональные), формы страха — это собственно страх - угроза для жизни,

      Ведущий страх в данном возрасте — это страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого ува­жают, ценят и понимают.

это страх не соответствовать социальным требовани­ям ближайшего окружения, будь то школа, свер­стники или семья.

Конкретными формами страха "быть не тем" являются страхи сделать не то, не так, неправильно, не так, как следует, как нужно.

страхи "не ус­петь", "опоздать" и будут отражением гипертро­фированного чувства вины из-за возможного со­вершения осуждаемых взрослыми, прежде всего родителями, неправильных действий.

         Часто встречаемой - страх опоздания в школу, т. е. опять страх не успеть, получить порицание, более широко это страх социального несоответ­ствия и неприятия.

 Большая выраженность этого страха у девочек не случайна, так как они раньше, чем мальчики, усваивают социальные нормы, в большей степени подвержены чувству вины и более критично (принципиально) воспринимают откло­нения своего поведения от общепринятых норм.

 "Школьная фобия" - страх перед посещением школы.

Нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же часто болею­щий и находящийся в условиях гиперопеки.

Иногда родители боятся школы и непроиз­вольно внушают этот страх детям или драматизи­руют проблемы начала обучения, выполняя вмес­то детей все задания, а также контролируя их по поводу каждой написанной буквы.

дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки или отвечают у дос­ки, потому что их мать педантично проверяет каждую букву, каждое слово.     

И при этом очень драматично ко всему относится: "Ах, ты сделал ошибку! Тебе поставят двойку! Тебя выгонят из школы, ты не сможешь учиться!" и т. д. Она не бьет ребенка, только пугает.                                                                                          Но наказание все рав­но присутствует.                                                                                          Это и есть психологическое би­тье.

     Помимо "школьных" страхов для детей этого возраста типичен:

- страх стихии — природных ка­таклизмов: бури, урагана, наводнения, землетря­сения.

- так назы­ваемое магическое мышление — склонность ве­рить в "роковое" стечение обстоятельств, "таин­ственные" явления, предсказания и суеверия.

-  на другую сторону ули­цы, увидев черную кошку, верят в "чет и нечет", тринадцатое число, "счастливые билеты"

- обожают истории о вампирах, привидениях, а другие их панически боятся. Особой пугающей популярностью когда-то пользовались герои кинофильмов "Вий" и "Фантомас".

Типичными страхами у младших школьников будут страхи Черной Руки и Пиковой Дамы.

для младших школьников характерно сочетание социально и инстинктивно опосредован­ных страхов,

страхов несоответствия общепринятым нормам и

страхов смерти родителей на фоне формирующегося чувства ответствен­ности, магического настроя и выраженной в этом возрасте внушаемости.

 

 

 

Детские стрессы: признаки, последствия, причины, методы профилактики

Стрессы давно стали неотъемлемой частью современной жизни взрослых и детей.   

Признаки стресса у ребят младшего школьного возраста

  • Быстро устают;
  • Жалуются на частые головные боли, тошноту, боли в сердце.
  • Полоса капризов и вызывающего поведения, длящаяся больше недели.
  • По ночам преследуют кошмары.
  • Тенденция к регулярным попаданиям в переделки, причинение себе вреда.
  • Вы часто ловите свое чадо на лжи.
  • «Впадание в детство».
  • Перепады настроения без видимых причин.
  • Повышенная озабоченность своим здоровьем.
  • Нежелание ходить в школу и гулять с приятелями – отчужденность, изоляция, отрешённость от мира.
  • Агрессивное поведение по отношению к окружающим.
  • Повышенное старание в учебе и домашней работе, постоянное желание похвалы.
  • Низкая самооценка.
  • Усиление страхов, волнений, повышенная тревожность без видимых на то причин.
  • Ухудшение внимания и памяти, и как следствие этого, падение успеваемости.
  • Проявление нервозности в виде нервных тиков (глотание, моргание и пр.) и дефекты речи.
  • Расстройство аппетита и сна либо наоборот – усиленный аппетит и сонливость.

Последствия детских стрессов:

  • Просмотр тяжелых фильмов и шокирующих телепрограмм делает детей жестокими и циничными. Они стремятся к тому, чтобы причинять боль окружающим и себе.
  • Если ребенок пережил любое насилие по отношению к себе - он станет замкнутым и будет иметь серьезные проблемы с психикой.
  • Когда случай особо тяжелый - стресс приводит к задержке или остановке психического развития. Человек не в силах освободиться от психологической травмы, по-настоящему повзрослеть.
  • Пережитый стресс может спровоцировать у ребёнка инфекционные или сердечные заболевания, язву желудка, невроз, астму, сахарный диабет.

 

Причины детских стрессов
Условно все причины делятся на возрастные и те, которые связаны с семейной обстановкой.

Для ребенка любого возраста причиной стресса может стать:

  • Похороны близкого человека;
  • Травмы и катастрофы;
  • Развод родителей;
  • Расставание с друзьями и переезд;
  • Насилие;
  • Реальные или вымышленные страхи;
  • Рождение нового малыша в семье;
  • Смерть домашнего животного.

        У младших школьников
Типичные стрессы у младших школьников

– конфликты с учителями

  • Конфлікт одноклассниками
  • конкуренция в коллективе.                                                                                                       Они уже понимают, что есть в классе более умные, красивые, талантливые, популярные, чем они.                                                                                                                      Но им трудно принять и осознать, что это нормально и нельзя быть идеальным во всех отношениях.                                                                                       Из-за этого эмоции у них зашкаливают и проявляются очень по разному –                           1 -одни с головой погружаются в учебу и отгораживаются от мира,                                                        2 - другие упорно не хотят меняться, им проще самоутверждаться за счет унижения других.

самый сильный стресс для школьника - это оскорбления и издевательства в школе.
              В этом возрасте начинаются:                                                                                                              - первые внутренние конфликты,                                                                                - обостряется чувство вины,                                                                                                      - ребенок смиряется с мыслью, что он плохой и поделать с этим ничего нельзя.                                                                                                                                     Плохая оценка провоцирует страх перед родителями и учителями, контрольные работы и экзамены тоже становятся стрессогенным фактором.

Общие методы профилактики стресса:

  • Стремиться к доверительным отношениям с детьми, чтобы они чувствовали заботу и внимание, готовность общаться на любые даже самые трудные темы. В конце концов, не в подворотню же идти за пониманием и общением!
  • Ограничить просмотр телевизионных новостей, других программ и тяжелых фильмов, особенно с детьми младшего возраста. Если ребенок случайно увидел на улице или по телевизору событие, которое его шокировало, не оставляйте его с этим один на один – поговорите, успокойте, объясните все на понятном ему языке без ужасающих подробностей.
  • Оказывайте поддержку и будьте готовы помогать при освоении ребенком каких-либо новых навыков, чтобы он не потерял веру в себя и самооценку.
  • Научите сына или дочь давать выход любым отрицательным эмоциям, чтобы они не загоняли их внутрь себя и не заболели от этого: пусть выговорятся вам, или ведут дневник, занимаются творчеством (рисуют, лепят, строят и пр.).
  • Обсуждайте с ребенком возможные стрессовые ситуации, так как вы не всегда будете рядом, чтобы оградить и защитить. Пусть будет морально готов к трудностям, но только не пересолите с подробностями тёмной стороны жизни. Пусть информации будет в меру.

                            У младших школьников
В любых ситуациях будьте готовы оказать помощь и поддержку, проявляйте в достаточной степени честность и откровенность.                                                                                 Если кто-то из родственников умер, нет смысла врать, что он далеко уехал. Нужно деликатно объяснить ребенку, что теперь близкий человек живет совсем в другом мире и свидеться с ним уже никогда не будет возможным.

 

. Честность нужна и в случае развода родителей.                                                                      

 При этом ребенок не должен выбирать, с кем ему жить – он одинаково любит и маму и папу. Поэтому этот вопрос решают взрослые.

 

При возникновении сложностей в школе не пытайтесь полностью взять на себя их решение.                                                                                                                                         Вы можете обсуждать с ребенком причины сложившейся ситуации и вместе поискать пути разрешения проблемы.

         не оказывайте на ребенка психологического давления – не сравнивайте его с другими детьми, не требуйте быть первым во всем и учиться только на «отлично» - вы ведь и сами такими не были, почему ваше чадо должно отдуваться за ваши амбиции!

Делайте все от вас зависящее, чтобы самооценка у ребенка была на должном уровне и постоянно повышалась.                                                                                Найдите ему занятие, которое станет для него приятным хобби и будет хорошо получаться.                                                                                                       Успехи в спортивной секции или музыкальной школе сделают его уверенным, а уверенные дети меньше подвержены стрессам.