Наталья кучеренко

психолог

Наша поддержка

Бизнесу.

Студентам.

Школам.

Родителям.

Женщинам.

Мужчинам.

Университетам. 

Коледжам.


Подробнее

Мы в сетях

для SMART TV

  FULL  HD

 круглосуточно

СМОТРИМ

     НА   СМАРТФОНАХ

     НА     ПЛАНШЕТАХ

 

ДЕТИ  3-7

От 1,5 до 4 лет

Создается емоции – стыда и сомнения

Стает независимым в удовлетворении своїх потребностей

Формируется внутренний контроль за своїми действиями

Желание бать самостоятельным

От  4 до 6 лет

Формируется инициатива

 

Начинают возникать идеалы

 

Появляется чувство моральной ответственности

 

Начинают различать:  что - хорошо, а что – плохо

 

 

Возраст с 3 до 5 лет — это возраст телесного развития,                                                 когда внешней доминантой психической деятельности ребенка является игра,                                                                                                                                        а внутренней — обретение взрослых смыслов жизни.                                                                                                                                                       

В четыре года идет активизация способностей.

именно в этот период дети,  начинают активно постигать смыслы окружающей их жизни.                                                                                                                                 Недаром именно в этом возрасте они играют во взрослые игры: в дочки-матери, продавцов-покупателей и т.д.

дети, не игравшие в возрасте трех-пяти лет,                                                                                не способны играть и в возрасте 7–16 лет.                                                                                                                                           Они не идут играть во двор, им неинтересно там, потому что они не запечатлели игру как игру.

В возрасте 5–7 лет такие дети проявляют очень сильную неврастению, выставляют свое «я сам» и упорствуют в нем, либо часто капризничают, обижаются, постоянно болеют, подсознательно используя болезнь как способ управления вниманием и услужливостью родителей

дошкольный период (с 4 до 7 лет)                                                                                                                            – совершенствуются функции всех систем и органов,                                                                                           дальнейшее развитие речи,                                                                                                                        нарастание мышечной массы,                                                                                                                           развитие скелета, начало смены молочных зубов на постоянные ,                                                         увеличивается заболеваемость ОРИ и детскими инфекциями,                                                                                        увеличивается возможность ожогов, отравлений, уличный и транспортный травматизм.

 В преддошкольном возрасте заболеваемость острыми инфекциями учащается главным образом из-за недостаточной выработки активного иммунитета.

Дошкольный возраст характеризуется большой подвижностью ребенка, его активностью. В этом периоде детства особенно важно правильно организовать подвижные игры, ручной труд и т. д.

При выработке режима дня, особенно организации прогулок, надо помнить, что ребенок очень быстро устает при медленной безостановочной ходьбе.

 В дошкольном возрасте учащаются бытовые и уличные травмы; значительно возрастает заболеваемость острыми инфекциями.

ПСИХОТРАВМЫ ИЛИ ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА РЕБЕНКА

 

структура – ВОЛИ    период – от 2 лет до 4 лет (герои и жертвы)

контакт  с агрессией

Трудный период – дети злятся, рычат, топают ногами (пятками), дерутся, кусаются     все хотят сделать по-своему, проверяют границы дозволенного, причиняют боль родителям.

 «Я-личность» - девиз. Эта структура учит делиться

Ребенок в этот период - мыслит картинками

               - продолжает формироваться речь (к 4 годам – речь должна быть сформирована)

               - начинается кризис 3-х лет – «Я», «я сам»

            - ребенок получает удовольствие от своих действий

            - В этот период(4 года) ребенок – доложен сам одеваться, но не завязывать шнурки (мелкая моторика).

            - дети «дорисовывают» свои детские страхи, могут дорисовывать страхи родителей придумывают своих «бабаек» и «змей»

             - ребенок в это время «становится неудобным» для взрослых

             - дети показывают кулак- демонстрация силы- «тебя убью»…

             - дети хитрят, не врут,

            - «сдают друг друга» - не понимают – что хорошо-что плохо

            - начинает чувствовать тело и формироваться ходьба и бег – топает ногами  и много бегают, появляется сила – проверяет-ломает игрушки, бросает все

               -после 4 лет – с ребенком можно договориться.

               - период, когда наказания и поощрения – неадекватны

               - ребенка нужно в этот период – «доучить», т.к. ребенку в этот период ничего не нравится и он хочет только играть

  Нельзя давать много свободы действия, иначе у ребенка путаются реальность и фантазии + гиперактивность.

       

       В 4 года ребенок должен сформировать:

- Уметь сортировать по категориям (логическое мышление)

- умение обобщать по общим признакам

- исключение лишнего

- уметь назвать одним словом

        Взрослые в этот период больше всего «ломают» ребенка и воспитание – очень важно, т.к учит  правильно проявлять и принимать свою силу.

 

Структура – любовь и сексуальность       Период – 3 – 6 лет

 

    В этот период у ребенка больше всего травм, и появляется ЭДИПОВ комплекc   

     Получают сильную травму, когда видят секс (особенно родителей) или сильный запрет на секс гиперконтроль родителей в воспитании ребенка, засмеяли ребенка в его чувствах и в первых увлечениях

      Уровни -  «Первая» любовь и психотравмы:

1 – детский сад и унижение высмеиванием «красивой девочки»

2 – 1 – 2 класс

3 – подростковый (появляется первый опыт и сексуальность)

4 – старший подростковый – проба реальных чувств + жизнь

5 – юность – выбор партнера по жизни

    - браки и разводы

      На каждом уровне – остается частичка сердца и со временем наступает пустота

     В этот период развивается:

- Эдипов конфликт (ревность родителя к ребенку одного пола и проявление ненависти к ребенку, «сьедание» его (напр. – папа ревнует сына к маме  со страхом ее потерять) и привязанность к ребенку противоположного пола

- сексуальность и романтизм

- отношения между мужчинами и женщинами

- период, когда учат ребенка делиться с другими

- появляется дружба и любовь, либидо (первая дружба, первая любовью проявление ранних отношений)

- ребенок начинает идентифицировать себя с полом, изучать, говорить – «Я  мальчик, потому что…»…

- в 4 года ребенок должен понимать – кто он

- могут нарушаться отношения с однополыми детьми

 

 

 

Структура МНЕНИЙ       Период – 5 – 9 лет

 

     Период первой социализации,

- ребенок хочет идти в группу, уходит от родителей

- изучение границ и прощупывание границ правил

- у ребенка появляется свое мнение, он может что-то обьяснить,

- много сложных вопросов и «ломается» сам

- раньше ребенка можно было обмануть, обхитрить,                                                                в этот период – уже нельзя

- родители сталкиваются со своей несостоятельностью и беспомощны

- закладываются «правила жизни»

- появляется вопрос «почему» и требуют обьяснений (нужно обьяснять)

- изучают мир (что внутри и как это происходит) и много ломают игрушки

-  в разных группах – разные правила и уже принимают правила игры группы

- важность принадлежности к группе (особенно – неформальной)

- дети следят за модой (любят модную одежду, игрушки…)

- принимают знаки отличия (раскрас, сленг…)

- обращают внимание на внешний вид и много находятся перед зеркалом

- формируется самооценка

-  период формирования самостоятельного выбора (родители должны научиться давать  самостоятельный выбор  ребенку, давать возможность высказаться)

- освоение «своей» территории – на уровне квартиры, двора, парка

- много игр на равновесие (кружиться, кувыркаться, развитие вестибюлярного аппарата, ходит по бурдюрам – риск высоты)

- начинают врать и воровать – это норма (воровство – без цели, в 14 лет – воровство с целью сбыта)

- наказывать ребенка «ремнем» - бесполезно, т.к. проявляются сильные обиды несправедливого наказания

- проявляется «праведный гнев» (нарушения территории, осмеяние его мнения, «ему можно – а мне нет», «на меня –кричат, а мне - нельзя»…)

- можт ударить в ответ

- злятся на себя (часто из-за «праведного гнева»)

- учатся гибкости и манипуляциям в отношениях

    

      Травма – когда ребенку не дают высказаться («затыкают рот»), осмеивается его мнения,  нарушение личных границ, не дают «свободы выбора»,  обращают внимание на его малый возраст («Молчи, зелень», «Доживешь до…,поймешь»…) и не соответствие моды и внешности.

     Мода – это мнение. Религия – это мнение.

Возрастная динамика появления страхов

 От 3 до 5 лет

Это возраст эмоционального наполнения "я" ребенка. Чувства уже обозначаются словами, четко выражено стремление к пониманию, доверию, бли­зости с другими людьми.

         Формируется и чувство общности — понятие "мы", под которым ребенок подразумевает вначале себя и родителей, а затем  себя и сверстников.

      Устанавливается ряд этичес­ких категорий, в том числе чувство вины и сопере­живания.

       Развиваются фантазии, а вместе с ними и вероятность появления воображаемых страхов.

        В эти годы наиболее интенсивно формируют­ся такие эмоции, как любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание.      

Девоч­ки нежно любят отцов, особенно если походят на  них внешне, а мальчики испытывают эмоциональ­ное влечение к матери.

       в 3-5 лет часто встречает­ся отмеченная нами триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства.

Ребенок не ос­тается один при засыпании, постоянно зовет мать,в комнате должен гореть свет (ночник) и необходи­мо, чтобы дверь была полуоткрыта.                                                                                                              Нужно    вовремя успокоить детей, нежно поговорить с ними и не настаивать на незамедлительном, безотносительно к их пережи­ваниям, выполнении своих требований.

    Специальный опрос показал наиболее частые страхи перед Бабой Ягой, Кощеем и Бармалеем у мальчиков в 3 года, у девочек в 4 года,

       После 3 и особенно 4 лет у Бабы Яги появля­ются партнеры: Кощей Бессмертный и Бармалей.

         Общее у них: черствость, зло и коварство.                                                           наибольший удельный вес имеет фактор страхов, в который входят страхи одиночества, нападения и сказочных персонажей, причем у мальчиков в большей степени, чем у девочек.

        Возвращаясь в возраст 3-5 лет, заметим, что страхов значительно меньшее у детей, имеющих возможность общения со сверстниками..

 

 От 5 до 7 лет

         В этом возрасте формируется опыт межлич­ностных отношений, основанный на умении ре­бенка принимать и играть роли, предвидеть и пла­нировать действия другого, понимать его чувства и намерения.. Формируются система ценнос­тей (ценностные ориентации), чувство дома, род­ства, понимание значения семьи для продолжения рода.

     . С 5 до 8 лет "женятся" или "выхо­дят замуж" уже в основном за сверстников, вос­производя таким образом в игровой ситуации фор­шу отношений взрослых.

      У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие.                                                                     Плохие — это не только несправед­ливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссо­рятся и не могут найти согласия между собой. От­ражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями соци­альных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира.

В боль­шей степени подвержены боязни чертей послуш­ные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний по отношению к значимым для них авторитетным лицам.

      В 5-летнем возрасте характерны преходя­щие навязчивые повторения "неприличных" слов,

    в 6-летнемдетей одолевают тревога и со­мнения в отношении своего будущего: "А вдруг я Не буду красивой?", "А вдруг меня никто не возьмет замуж?", в 7-летнем — наблюдается мни­тельность: "А мы не опоздаем?", "А мы поедем?", "А ты купишь?"

       К страхам приводят и неоправданная стро­гость, жестокость отца в отношениях с детьми, физические наказания, игнорирование духовных запросов и чувства собственного достоинства.

        При отсутствии идентификации с матерью и у девочек может теряться уверенность в себе.

          Но в от­личие от мальчиков они становятся скорее тревож­ными, чем боящимися.

 

В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне.

 Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти.

 

Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть — это неизбежный факт его биографии.

 

     Страх смерти относительно чаще встречается у де­вочек, что связано с более выраженным у них, в сравнении с мальчиками, инстинктом самосохра­нения.

 

Детские стрессы: признаки, последствия, причины, методы профилактики

Стрессы давно стали неотъемлемой частью современной жизни взрослых и детей

Чем меньше ребенок, тем сильнее он испытывает стресс при каждом столкновении с неизвестностью и новизной.                                                                   

Признаки стресса у дошкольников:

  • Частое негодование, повышенная требовательность к окружающим;
  • Возвращение в младенчество (3-5-летние малыши снова сосут пустышку и не пользуются горшком);
  • Усилившиеся детские страхи, боязнь уснуть;
  • Повышенная нервозность, вспышки агрессии, перепады настроения без видимых причин;
  • Слезы при появлении новых людей или обстоятельств.
  • Проявление гиперактивности или наоборот, снижение или отсутствие активности.
  • Появившиеся дефекты речи.

Последствия детских стрессов:

  • Просмотр тяжелых фильмов и шокирующих телепрограмм делает детей жестокими и циничными. Они стремятся к тому, чтобы причинять боль окружающим и себе.
  • Если ребенок пережил любое насилие по отношению к себе - он станет замкнутым и будет иметь серьезные проблемы с психикой.
  • Когда случай особо тяжелый - стресс приводит к задержке или остановке психического развития. Человек не в силах освободиться от психологической травмы, по-настоящему повзрослеть.
  • Пережитый стресс может спровоцировать у ребёнка инфекционные или сердечные заболевания, язву желудка, невроз, астму, сахарный диабет.

 

Причины детских стрессов
Условно все причины делятся на возрастные и  связаны с семейной обстановкой..

Для ребенка любого возраста причиной стресса может стать:

  • Похороны близкого человека;
  • Травмы и катастрофы;
  • Развод родителей;
  • Расставание с друзьями и переезд;
  • Насилие;
  • Реальные или вымышленные страхи;
  • Рождение нового малыша в семье;
  • Смерть домашнего животного.

У дошкольников
Как правило – это первый конфликт с социальной средой.                                                  

До 2-3-х лет его все близкие взрослые любят и лелеют, а вот во дворе или детском саду при общении со сверстниками малыш сталкивается с реальностью.                                                                                                                          

Особенно в детском саду: здесь впервые нет рядом родителей, куча незнакомых детей, чужая тетя, и вообще все непонятно и непривычно. Тут и до конфликтов со сверстниками недалеко. 

Стрессом может стать посещение врача, телевизионные тяжелые фильмы, страх одиночества, необходимость подчиняться режиму.

 Профилактика стресса   у дошкольников

Лучшее, что вы можете сделать – организовать быт так, чтобы каждый день ребенок мог иметь несколько часов тишины – без радио, телевизора и компьютера (своего рода медитация).                                                                                         

Ведь есть и другие развлечения, способствующие умиротворению и спокойствию – рисование, чтение вслух, игры с домашними животными. Да пусть на улицу выйдет, в конце концов – даже на асфальте есть природа, которая лечит душу.                                                                                    

 Уйдите с ним гулять не на детскую площадку, где он катается на качелях до упаду, а куда-нибудь в парк, в тишину.                                                

Пошуршите осенними листьями, обратите внимание на жучка, ползущего со своей соломинкой по своим делам, придумайте сказку про него!
Общайтесь! Делитесь с ним своими планами, когда подрастет, он поделится с вами, потому что у вас учился этому.                                                          

 Размышляйте вслух обо всем, что волнует – со временем он тоже будет это делать! Берите малыша почаще на руки, обнимайте, тискайте – для него это самые счастливые моменты.
 Убедите его в том, что он в полной безопасности.