ДЕТИ 3-7
От 1,5 до 4 лет |
Создается емоции – стыда и сомнения Стает независимым в удовлетворении своїх потребностей Формируется внутренний контроль за своїми действиями Желание бать самостоятельным |
От 4 до 6 лет |
Формируется инициатива
Начинают возникать идеалы
Появляется чувство моральной ответственности
Начинают различать: что - хорошо, а что – плохо
|
Возраст с 3 до 5 лет — это возраст телесного развития, когда внешней доминантой психической деятельности ребенка является игра, а внутренней — обретение взрослых смыслов жизни.
В четыре года идет активизация способностей.
именно в этот период дети, начинают активно постигать смыслы окружающей их жизни. Недаром именно в этом возрасте они играют во взрослые игры: в дочки-матери, продавцов-покупателей и т.д.
дети, не игравшие в возрасте трех-пяти лет, не способны играть и в возрасте 7–16 лет. Они не идут играть во двор, им неинтересно там, потому что они не запечатлели игру как игру.
В возрасте 5–7 лет такие дети проявляют очень сильную неврастению, выставляют свое «я сам» и упорствуют в нем, либо часто капризничают, обижаются, постоянно болеют, подсознательно используя болезнь как способ управления вниманием и услужливостью родителей
дошкольный период (с 4 до 7 лет) – совершенствуются функции всех систем и органов, дальнейшее развитие речи, нарастание мышечной массы, развитие скелета, начало смены молочных зубов на постоянные , увеличивается заболеваемость ОРИ и детскими инфекциями, увеличивается возможность ожогов, отравлений, уличный и транспортный травматизм.
В преддошкольном возрасте заболеваемость острыми инфекциями учащается главным образом из-за недостаточной выработки активного иммунитета.
Дошкольный возраст характеризуется большой подвижностью ребенка, его активностью. В этом периоде детства особенно важно правильно организовать подвижные игры, ручной труд и т. д.
При выработке режима дня, особенно организации прогулок, надо помнить, что ребенок очень быстро устает при медленной безостановочной ходьбе.
В дошкольном возрасте учащаются бытовые и уличные травмы; значительно возрастает заболеваемость острыми инфекциями.
ПСИХОТРАВМЫ ИЛИ ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА РЕБЕНКА
структура – ВОЛИ период – от 2 лет до 4 лет (герои и жертвы)
контакт с агрессией
Трудный период – дети злятся, рычат, топают ногами (пятками), дерутся, кусаются все хотят сделать по-своему, проверяют границы дозволенного, причиняют боль родителям.
«Я-личность» - девиз. Эта структура учит делиться
Ребенок в этот период - мыслит картинками
- продолжает формироваться речь (к 4 годам – речь должна быть сформирована)
- начинается кризис 3-х лет – «Я», «я сам»
- ребенок получает удовольствие от своих действий
- В этот период(4 года) ребенок – доложен сам одеваться, но не завязывать шнурки (мелкая моторика).
- дети «дорисовывают» свои детские страхи, могут дорисовывать страхи родителей придумывают своих «бабаек» и «змей»
- ребенок в это время «становится неудобным» для взрослых
- дети показывают кулак- демонстрация силы- «тебя убью»…
- дети хитрят, не врут,
- «сдают друг друга» - не понимают – что хорошо-что плохо
- начинает чувствовать тело и формироваться ходьба и бег – топает ногами и много бегают, появляется сила – проверяет-ломает игрушки, бросает все
-после 4 лет – с ребенком можно договориться.
- период, когда наказания и поощрения – неадекватны
- ребенка нужно в этот период – «доучить», т.к. ребенку в этот период ничего не нравится и он хочет только играть
Нельзя давать много свободы действия, иначе у ребенка путаются реальность и фантазии + гиперактивность.
В 4 года ребенок должен сформировать:
- Уметь сортировать по категориям (логическое мышление)
- умение обобщать по общим признакам
- исключение лишнего
- уметь назвать одним словом
Взрослые в этот период больше всего «ломают» ребенка и воспитание – очень важно, т.к учит правильно проявлять и принимать свою силу.
Структура – любовь и сексуальность Период – 3 – 6 лет
В этот период у ребенка больше всего травм, и появляется ЭДИПОВ комплекc
Получают сильную травму, когда видят секс (особенно родителей) или сильный запрет на секс гиперконтроль родителей в воспитании ребенка, засмеяли ребенка в его чувствах и в первых увлечениях
Уровни - «Первая» любовь и психотравмы:
1 – детский сад и унижение высмеиванием «красивой девочки»
2 – 1 – 2 класс
3 – подростковый (появляется первый опыт и сексуальность)
4 – старший подростковый – проба реальных чувств + жизнь
5 – юность – выбор партнера по жизни
- браки и разводы
На каждом уровне – остается частичка сердца и со временем наступает пустота
В этот период развивается:
- Эдипов конфликт (ревность родителя к ребенку одного пола и проявление ненависти к ребенку, «сьедание» его (напр. – папа ревнует сына к маме со страхом ее потерять) и привязанность к ребенку противоположного пола
- сексуальность и романтизм
- отношения между мужчинами и женщинами
- период, когда учат ребенка делиться с другими
- появляется дружба и любовь, либидо (первая дружба, первая любовью проявление ранних отношений)
- ребенок начинает идентифицировать себя с полом, изучать, говорить – «Я мальчик, потому что…»…
- в 4 года ребенок должен понимать – кто он
- могут нарушаться отношения с однополыми детьми
Структура МНЕНИЙ Период – 5 – 9 лет
Период первой социализации,
- ребенок хочет идти в группу, уходит от родителей
- изучение границ и прощупывание границ правил
- у ребенка появляется свое мнение, он может что-то обьяснить,
- много сложных вопросов и «ломается» сам
- раньше ребенка можно было обмануть, обхитрить, в этот период – уже нельзя
- родители сталкиваются со своей несостоятельностью и беспомощны
- закладываются «правила жизни»
- появляется вопрос «почему» и требуют обьяснений (нужно обьяснять)
- изучают мир (что внутри и как это происходит) и много ломают игрушки
- в разных группах – разные правила и уже принимают правила игры группы
- важность принадлежности к группе (особенно – неформальной)
- дети следят за модой (любят модную одежду, игрушки…)
- принимают знаки отличия (раскрас, сленг…)
- обращают внимание на внешний вид и много находятся перед зеркалом
- формируется самооценка
- период формирования самостоятельного выбора (родители должны научиться давать самостоятельный выбор ребенку, давать возможность высказаться)
- освоение «своей» территории – на уровне квартиры, двора, парка
- много игр на равновесие (кружиться, кувыркаться, развитие вестибюлярного аппарата, ходит по бурдюрам – риск высоты)
- начинают врать и воровать – это норма (воровство – без цели, в 14 лет – воровство с целью сбыта)
- наказывать ребенка «ремнем» - бесполезно, т.к. проявляются сильные обиды несправедливого наказания
- проявляется «праведный гнев» (нарушения территории, осмеяние его мнения, «ему можно – а мне нет», «на меня –кричат, а мне - нельзя»…)
- можт ударить в ответ
- злятся на себя (часто из-за «праведного гнева»)
- учатся гибкости и манипуляциям в отношениях
Травма – когда ребенку не дают высказаться («затыкают рот»), осмеивается его мнения, нарушение личных границ, не дают «свободы выбора», обращают внимание на его малый возраст («Молчи, зелень», «Доживешь до…,поймешь»…) и не соответствие моды и внешности.
Мода – это мнение. Религия – это мнение.
Возрастная динамика появления страхов
От 3 до 5 лет
Это возраст эмоционального наполнения "я" ребенка. Чувства уже обозначаются словами, четко выражено стремление к пониманию, доверию, близости с другими людьми.
Формируется и чувство общности — понятие "мы", под которым ребенок подразумевает вначале себя и родителей, а затем себя и сверстников.
Устанавливается ряд этических категорий, в том числе чувство вины и сопереживания.
Развиваются фантазии, а вместе с ними и вероятность появления воображаемых страхов.
В эти годы наиболее интенсивно формируются такие эмоции, как любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание.
Девочки нежно любят отцов, особенно если походят на них внешне, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери.
в 3-5 лет часто встречается отмеченная нами триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства.
Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать,в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. Нужно вовремя успокоить детей, нежно поговорить с ними и не настаивать на незамедлительном, безотносительно к их переживаниям, выполнении своих требований.
Специальный опрос показал наиболее частые страхи перед Бабой Ягой, Кощеем и Бармалеем у мальчиков в 3 года, у девочек в 4 года,
После 3 и особенно 4 лет у Бабы Яги появляются партнеры: Кощей Бессмертный и Бармалей.
Общее у них: черствость, зло и коварство. наибольший удельный вес имеет фактор страхов, в который входят страхи одиночества, нападения и сказочных персонажей, причем у мальчиков в большей степени, чем у девочек.
Возвращаясь в возраст 3-5 лет, заметим, что страхов значительно меньшее у детей, имеющих возможность общения со сверстниками..
От 5 до 7 лет
В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения.. Формируются система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода.
. С 5 до 8 лет "женятся" или "выходят замуж" уже в основном за сверстников, воспроизводя таким образом в игровой ситуации форшу отношений взрослых.
У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие — это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира.
В большей степени подвержены боязни чертей послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний по отношению к значимым для них авторитетным лицам.
В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения "неприличных" слов,
в 6-летнем — детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: "А вдруг я Не буду красивой?", "А вдруг меня никто не возьмет замуж?", в 7-летнем — наблюдается мнительность: "А мы не опоздаем?", "А мы поедем?", "А ты купишь?"
К страхам приводят и неоправданная строгость, жестокость отца в отношениях с детьми, физические наказания, игнорирование духовных запросов и чувства собственного достоинства.
При отсутствии идентификации с матерью и у девочек может теряться уверенность в себе.
Но в отличие от мальчиков они становятся скорее тревожными, чем боящимися.
В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне.
Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти.
Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть — это неизбежный факт его биографии.
Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным у них, в сравнении с мальчиками, инстинктом самосохранения.
Детские стрессы: признаки, последствия, причины, методы профилактики
Стрессы давно стали неотъемлемой частью современной жизни взрослых и детей
Чем меньше ребенок, тем сильнее он испытывает стресс при каждом столкновении с неизвестностью и новизной.
Признаки стресса у дошкольников:
- Частое негодование, повышенная требовательность к окружающим;
- Возвращение в младенчество (3-5-летние малыши снова сосут пустышку и не пользуются горшком);
- Усилившиеся детские страхи, боязнь уснуть;
- Повышенная нервозность, вспышки агрессии, перепады настроения без видимых причин;
- Слезы при появлении новых людей или обстоятельств.
- Проявление гиперактивности или наоборот, снижение или отсутствие активности.
- Появившиеся дефекты речи.
Последствия детских стрессов:
- Просмотр тяжелых фильмов и шокирующих телепрограмм делает детей жестокими и циничными. Они стремятся к тому, чтобы причинять боль окружающим и себе.
- Если ребенок пережил любое насилие по отношению к себе - он станет замкнутым и будет иметь серьезные проблемы с психикой.
- Когда случай особо тяжелый - стресс приводит к задержке или остановке психического развития. Человек не в силах освободиться от психологической травмы, по-настоящему повзрослеть.
- Пережитый стресс может спровоцировать у ребёнка инфекционные или сердечные заболевания, язву желудка, невроз, астму, сахарный диабет.
Причины детских стрессов
Условно все причины делятся на возрастные и связаны с семейной обстановкой..
Для ребенка любого возраста причиной стресса может стать:
- Похороны близкого человека;
- Травмы и катастрофы;
- Развод родителей;
- Расставание с друзьями и переезд;
- Насилие;
- Реальные или вымышленные страхи;
- Рождение нового малыша в семье;
- Смерть домашнего животного.
У дошкольников
Как правило – это первый конфликт с социальной средой.
До 2-3-х лет его все близкие взрослые любят и лелеют, а вот во дворе или детском саду при общении со сверстниками малыш сталкивается с реальностью.
Особенно в детском саду: здесь впервые нет рядом родителей, куча незнакомых детей, чужая тетя, и вообще все непонятно и непривычно. Тут и до конфликтов со сверстниками недалеко.
Стрессом может стать посещение врача, телевизионные тяжелые фильмы, страх одиночества, необходимость подчиняться режиму.
Профилактика стресса у дошкольников
Лучшее, что вы можете сделать – организовать быт так, чтобы каждый день ребенок мог иметь несколько часов тишины – без радио, телевизора и компьютера (своего рода медитация).
Ведь есть и другие развлечения, способствующие умиротворению и спокойствию – рисование, чтение вслух, игры с домашними животными. Да пусть на улицу выйдет, в конце концов – даже на асфальте есть природа, которая лечит душу.
Уйдите с ним гулять не на детскую площадку, где он катается на качелях до упаду, а куда-нибудь в парк, в тишину.
Пошуршите осенними листьями, обратите внимание на жучка, ползущего со своей соломинкой по своим делам, придумайте сказку про него!
Общайтесь! Делитесь с ним своими планами, когда подрастет, он поделится с вами, потому что у вас учился этому.
Размышляйте вслух обо всем, что волнует – со временем он тоже будет это делать! Берите малыша почаще на руки, обнимайте, тискайте – для него это самые счастливые моменты.
Убедите его в том, что он в полной безопасности.