Наталья кучеренко

психолог

Наша поддержка

Бизнесу.

Студентам.

Школам.

Родителям.

Женщинам.

Мужчинам.

Университетам. 

Коледжам.


Подробнее

Мы в сетях

для SMART TV

  FULL  HD

 круглосуточно

СМОТРИМ

     НА   СМАРТФОНАХ

     НА     ПЛАНШЕТАХ

 

ДЕТИ  1-3

От 1 года

 до 1,5 лет

Формируется доверие  к миру и взрослым

Доверие возникает через ощущение любви

От 1,5 до 4 лет

Создается емоции – стыда и сомнения

Стает независимым в удовлетворении своїх потрібностей

Формируется внутренний контроль за своїми действиями

Желание бать самостоятельным

 

Внутриутробное становление — это прежде всего запечатление душевных сил матери, ее душевного состояния, которые проявляется в отношении к отцу, детям, если они есть, к собственным родителям,                                                                                                                                                состояние душевной скудности, запечатлевается ребенком в неспособности любить, заботиться, терпеть.                                                                                                                                                                Естественно, что такие дети после рождения легко срываются в истерику, злобу.                                            Едва задень — начинается плач, чуть потребуй — в ответ упрямство или гнев.                                           У ребенка нет сил быть в добром расположении к людям.

 

В зависимости от изменений, происходящих в организме ребёнка различают 2 этапа развития:
1. внутриутробный;
2. внеутробный (постнатальный).

Внутриутробный период: с момента оплодотворения яйцеклетки до рождения (38 – 40 недель).                                                                                                                                              Значительную роль играет состояние здоровья матери и условия её жизни.                         В течение первых 11 – 12 недель происходит формирование органов и тканей плода.                      При воздействии неблагоприятных факторов могут формироваться врождённые пороки.

1. период новорождённости:
- ранний неонатальный – с момента перевязки пуповины до 7 дня жизни.                                         Адаптация ребёнка к существованию вне материнского организма;                                                                  начинают функционировать лёгкие,                                                                                                    малый круг кровообращения,                                                                                                                      закрываются пути внутриутробной гемодинамики;                                                                               совершенствуется регуляция;                                                                                                                              переход на энтеральное питания;                                                                                                                           могут возникнуть пограничные состояния; могут возникнуть заболевания заложенные внутриутробно.

- поздний неонатальный – с 8 дня до 28 дня.                                                                              Продолжение адаптации, интенсивное развитие анализаторов.                                                                          Труднее адаптируются недоношенные и переношенные.                                                                       Отмечается высокая чувствительность к стафилококковой, стрептококковой, условно патогенной кишечной палочки, сальмонеллам.                                                                                                   Наблюдается склонность к быстрой генерализации патологического процесса.

  1. грудной возраст (с 28 дня до 1 года) – интенсивные обменные процессы, высокие темпы физического и психического развития. До 3 – 4 месяцев жизни сохраняется пассивный иммунитет от матери, поэтому ребёнок устойчив к кори, краснухи, паротитной инфекции…                                                        Предрасположенность к анемии, рахиту, гипотрофии, нарушение пищеварения, так как ЖКТ функционально не зрелый.
  2. преддошкольный период (от 1 года до 3-х лет) – быстрое созревание ЦНС, закрепляются двигательные навыки                                                                                                                    формируется речь.                                                                                                                                                  Так как утрачен пассивный иммунитет увеличив. заболеваемость, молочные зубы – 20.

 

Возрастные периоды у детей.                                                                                                     Для периода детства характерны постоянное развитие и рост организма ребенка. Между отдельными стадиями развития нет строгой грани.
Детскому возрасту предшествует период внутриутробного развития, в котором различают стадию эмбрионального развития (первые 3 мес.) и стадию плацентарного развития (с 3-го по 9-й месяц).
Внеутробный период развития делится на несколько периодов: 1) новорожденности, продолжающийся до 4 недель жизни;

2) грудной возраст, длящийся от 4 недель до 1 года;

3) преддошкольный, или ясельный,— от 1 года до 3 лет;

4) дошкольный (период детского сада) — от 3 до 7 лет;

5) младший школьный — от 7 до 12 лет;

6) старший школьный (подростковый, или период полового созревания) — от 12 до 18 лет (см. выше).


Период новорожденности характеризуется незаконченностью развития всех органов и систем. В этот период происходит приспособление детского организма к условиям внешней среды. Недостаточная функциональная способность различных органов является причиной развития ряда расстройств, при которых трудно провести грань между физиологическим и патологическим состояниями (физиологическая желтуха и альбуминурия, физиологическая убыль веса и другие).

Новорожденный чрезвычайно восприимчив к кокковой инфекции, что требует максимальной асептики в уходе за ребенком такого возраста

 

Грудной возраст.

Для периода грудного возраста характерны интенсивность роста и развития организма ребенка, что обусловливает относительно большую потребность в высококалорийной пище и требует правильной организации питания.

При нарушении качества и количества пищи возможны расстройства питания и пищеварения. Ввиду относительной функциональной слабости органов пищеварения ребенок питается преимущественно молочной пищей.

 

В этом периоде ребенок также беспомощен и требует специального ухода.

У ребенка грудного возраста формируется первая сигнальная система.

 Дети начинают узнавать предметы и лица ориентируются в окружающей среде.
Быстрая истощаемость центральной нервной системы. требует большого количества часов сна и правильного чередования сна и бодрствования.
Слабость иммунобиологических защитных   механизмов  делает  детей первых месяцев жизни более подверженными септическим процессам.                                                                                 В 2—5 мес. ребенок наиболее беззащитен к инфекциям в связи со снижением пассивного и недостаточной выработкой активного приобретенного иммунитета.              В грудном возрасте характерно проявление конституциональных аномалий, чаще всего экссудативно-катарального диатеза

 

Возрастная динамика появления страхов

3.1. Период беременности и родов

Беспокойство, испытываемое женщиной во время беременности, является первым "опытом" беспокойства у ребенка.

Во второй половине бере­менности интенсивно развивается кровеносная си­стема плода, и он получает через плаценту и пупо­вину гормонально опосредованную порцию беспо­койства всякий раз, когда мать находится в состо­янии тревоги.

      Возможны и определенные функци­ональные нарушения в деятельности организма в ответ на длительное волнение или раздражение матери.

     Беспокойство матери вызывает также и соответствующую двигательную реакцию плода.

При эмоциональном стрессе у матери во вре­мя беременности отмечена по нашим наблюдени­ям большая вероятность преждевременных родов, а также различных нарушений родовой деятель­ности, если роды и протекали в срок. В последнем случае чаще встречаются слабость родовой дея­тельности, признаки гипоксии (недостатка кисло­рода) и асфиксии (удушья) у ребенка, когда возникает необходимость в проведении ряда специаль­ных родовспомогательных мероприятий.

Такой новорожденный отличается повышенной нервной возбудимостью и более высоким мышечным тону­сом. Он вздрагивает при малейшем шуме, гром­ком голосе, пеленании и ярком свете.

Итак, профилактика эмоциональных рас­стройств у детей должна начинаться еще до рож­дения. Важно, чтобы супруги знали, что период беременности — не самое лучшее время для сомне­ний в целесообразности рождения ребенка, сдачи экзаменов и дипломных работ, выяснения отно­шений и принятия на себя повышенных обяза­тельств.

 Первый год жизни

Повышенное беспокойство у детей первых месяцев жизни чаще всего возникает, когда не удовлетворяются жизненно важные физиологи­ческие потребности в пище, сне, активности, осво­бождении кишечника, тепле, то есть в том, что оп­ределяет физический и эмоциональный комфорт младенца.

      Он не может терпеть, ибо его потребнос­ти биологически предопределены и направлены на поддержание и развитие жизни.

       Если же физиологические потребности не Удовлетворяются, возможно длительное сохране­ние вызванного ими беспокойства, например в мо­мент засыпания, принятия пищи, болезни и т. д.

           Наибольший интерес представ­ляет потребность в эмоциональном контакте, сте­пень удовлетворения которого со стороны матери существенно сказывается на эмоциональном само­чувствии и тонусе ребенка первого года жизни.

          Первым проявлением эмоционального кон­такта является ответная улыбка малыша между 1-ым и 2-ым месяцами, говорящая не только о по­требности в положительных человеческих эмоци­ях, но и о выделении из окружающих людей мате­ри, а вскоре и других взрослых (так называемый комплекс оживления).

          Внимательное наблюдение за детьми первых месяцев жизни в домашних условиях показывает, что уже в возрасте 2 месяцев появляется не только комплекс оживления, но и пока еще слабо выра­женное и непостоянное беспокойство при отсут­ствии матери в относительно непродолжительный период бодрствования и нахождения в новой обста­новке..

       Во втором полугодии жизни, несмотря на уменьшение беспокойства в новой обстановке, за­метно нарастает психологически мотивированное беспокойство при уходе матери и появлении незна­комых лиц.

       Беспокойство в отсутствие матери ста­новится отчетливо выраженным в 7, а боязнь чу­жих — в 8 месяцев, что указывает на эмоциональ­ный контакт с матерью и способность отличать ее от других, то есть на появление избирательных от­ношений.

        Это первый травмирующий опыт потери связи с окружающим миром, воплощен­ным пока в лице матери, опыт, который при даль­нейшем его подкреплении является предпосылкой к развитию страха одиночества, особой чувстви­тельности к разлуке, неразделенности чувств и тревожности в целом.

       В 8 месяцев у ребенка повышается чувстви­тельность к голосу матери и к музыкальным зву­кам.

        Но ребенок может испугаться и заплакать от одного появления в голосе матери непривычных и неприятных ноток раздражения, беспокойства и угрозы, не говоря уже о повышенном тоне и громко произнесенном "нельзя!". Настроенный на голос матери ребенок 8-ми месяцев чутко улавли­вает фальшь и наигранность в голосе другого чело­века.

    

           Таким образом, возраст 7-9 месяцев — это период повышенной чувствительности к возник­новению тревоги и страха.

            Начиная с 14-го месяца жизни наблюдается уменьшение беспокойства при отсутствии матери  й практически прекращается боязнь посторонних, ребенок этого возраста уже "поумнел

       К концу первого года жизни эмоциональный образ матери уже не обладает такой целостностью Для ребенка, как раньше. Ввиду возросшей двига­тельной активности малыша мать вынуждена что-то запрещать ему, что противоречит ее эмоци­ональному образу, сложившемуся у ребенка, и не­посредственному выражению его чувств и жела­ний.

        . Многие матери интуитивно нахо­дят равновесие между поощрением активности и запретами. Они создают дополнительные возмож­ности для ползания, переползания через специ­ально положенные валики из поролона, для само­стоятельного вставания при минимуме поддержки и страховки, умело отвлекают ребенка от нежела­тельных действий, не злоупотребляют запретами, произнося их ровным, спокойным, без излишней строгости голосом.

.Итак, первый год жизни — начало всех на­чал, важная веха на пути всего последующего эмо­ционального развития.

От 1 года до 3 лет

        В этом возрасте интенсивно развиваются со­знание и речь, координируются движения, совер­шенствуются исследовательские формы поведе­ния, появляется настойчивость в преодолении трудностей.

          К 2 годам происходит осознание свое­го "я",    понимание различий между девочками и мальчиками,

          отношений "взрослый — ребенок — родитель".

     Уже к двум годам дети довольно чутко разли­чают симпатии родителей, плачут от обиды и вме­шиваются в разговор взрослых, не в силах перене­сти отсутствие внимания, "прилипают" к родите­лям, следуют по пятам, не позволяя долго разгова­ривать с кем-либо.

        Налицо ревность — желание безраздельно обладать объектом любви и привя­занности, в качестве которого первично выступает мать.      

        Осознавая свое "я", отделяя себя от окружаю­щих, ребенок 2 лет уже не так односторонне фик­сирован на матери. Он все больше нуждается в об­щении с другими членами семьи. Вот почему дети этого возраста становятся заметно общительнее и легче вступают в контакт с незнакомыми людьми, однако в семье договориться становится все труд­нее.

         Недаром возраст 2-4 лет называют возрастом упрямства. Фактически же речь идет о развитии волевых качеств, противостоящих неуверенности в себе и нерешительности в действиях и поступ­ках.

      В єтом возрасте тем не менее со­зревают новые страхи.

         Главным персонажем страшных сновидений чаще всего оказывается Волк.

          Его зловещий образ часто появляется после слушания сказок, в том числе о Красной Шапочке. Волк снится чаще детям, боящимся наказания со стороны   отца.   Кроме   того,   Волк   ассоциируется    с физической болью, которая возникает при вооб­ражаемом укусе острыми зубами. Последнее весь­ма существенно, если учесть характерный для де­тей данного возраста страх перед уколами и болью.

      Ближе к 4 годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба Яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой мате­рью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказаниями. Уносящая к себе "плохих" детей и расправляющаяся с ними Баба Яга, приходит из мира, где царят насилие, несправедливость и бес­сердечие. Вот почему двухлетние и трехлетние де­ти всерьез просят иногда родителей убить Бабу Ягу и Волка, чтобы защитить от ночных кошма­ров. Обычно роль защитника поручается отцу, ес­ли он достаточно сильный в представлении ребен­ка.

       Волк и Баба Яга символизируют угрозу для жизни, физическое уничтожение, прекращение жизни.

       Вместе с сильной, внезапно возникающей болью при физических травмах, заболеваниях об­разы Волка и Бабы Яги предваряют появление психологически мотивированного страха смерти у детей в 6 и 7 лет. Оба этих образа аккумулируют страх перед чем-то совершенно чуждым, отврати­тельным, агрессивно-бездушным и безжизненным в противоположность близости, нежности, ласко­вости и сердечности.

         проведенный нами оп­рос 200 матерей детей 1—3 лет по списку из 29 видов страха.

     Наиболее частым у детей 2-го года жизни является страх неожиданных звуков (52 % мальчи­ков и 52 % девочек).

На втором месте находится страх одиночества (44 % мальчиков и 34 % дево­чек),

 затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников.

      В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план (каждый второй мальчик или девочка), затем следу­ют страхи одиночества (у девочек 48 %, у мальчи­ков 36 %).

       нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхож­дения (боль, уколы, медработники).

      К 2 годам суще­ственно   увеличиваются,   особенно   у   мальчиков,страхи перед засыпанием, что связано с более час­тыми у них кошмарными сновидениями.

Полученные данные показывают повышен­ную чувствительность дехей преддошкольного возраста к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых.

     Соответственно все, что связано с семейными кон­фликтами, медицинскими манипуляциями, на­хождением в больнице или помещением в ясли, может быть существенным источником эмоцио­нального стресса, беспокойства и страхов.

 

 

Детские стрессы: признаки, последствия, причины, методы профилактики

Стрессы давно стали неотъемлемой частью современной жизни взрослых и детей.                                  Но если справиться со стрессом взрослый человек еще как-то может в силу жизненного опыта и закалки характера, то ребенку сделать это намного сложнее.

Чем меньше ребенок, тем сильнее он испытывает стресс при каждом столкновении с неизвестностью и новизной. Специфика детского стресса в том, что в жизнь ребенка извне вторгается нечто нехорошее, неизвестное, непонятное и поэтому страшное. В такие моменты малышу очень нужны понимание и помощь со стороны родителей, а возможно, и специалистов.

Признаки стресса у ребенка
В силу того, что организм в детском возрасте постоянно растет и изменяется, можно спутать стресс с характерными для растущего организма недомоганиями. И все-таки есть некоторые признаки, по которым можно определить, испытывает ли ребенок стресс или нет.

Признаки стресса у детей до 2 лет:

- излишняя раздражительность;                                                                                                 - потеря аппетита, отказ от еды;

- плохой сон или его отсутствие.

 

Причины детских стрессов
Условно все причины делятся на возрастные и те, которые связаны с семейной обстановкой. Но они часто переплетаются и рассматривать их приходится в совокупности.

Для ребенка любого возраста причиной стресса может стать:

  • Похороны близкого человека;
  • Травмы и катастрофы;
  • Развод родителей;
  • Расставание с друзьями и переезд;
  • Насилие;
  • Реальные или вымышленные страхи;
  • Рождение нового малыша в семье;
  • Смерть домашнего животного.

У малышей до двух лет
Номер один в этом списке - расставание с родными, особенно если долго отсутствует мама. Потом идут изменения распорядка дня, заболевания, плохое настроение родителей.

                             Профилактика стресса
У малышей до двух лет
В таком возрасте как можно меньше оставляйте их одних. Будьте неподалеку, следите за своим настроением – оно сильно влияет на эмоциональный фон малыша. Ваша ласка и забота – лучшая профилактика стресса для ребенка.

 

 

 

 

О ПСИХОТРАВМАХ ИЛИ КАК ФОРМИРУЕТСЯ ХАРАКТЕР РЕБЕНКА

1 – СТРУКТУРА СУЩЕСТВОВАНИЯ

Период  от 3 месяцев беременности до момента рождения ребенка

Эта структура связана с травмой рождения ребенка.

До 3 года – это фаза зависимости

    По-этому – если ребенок прожил спокойно до 3 лет – т.е. период зависимости – он более самостоятельный и легче осваивает пространство, если нет – ребенок-«хвостик» или «мамин» ребенок.

 

Ранняя травма возникает, когда женщина пыталась сорвать беременность (потом ребенок не сможет расслабляться по соматике, для него –покой-смерть), нежеланный ребенок, долго хотела сделать аборт, но позже успокоилась, когда ребенка отобрали от матери после родов (по разным причинам), слабый контакт с матерью, роняли ребенка, не разрешали брать на руки,

    Кесарево – ребенок не знает – что такое выживать «домашний», безшабашность, не может сопротивляться по жизни, постоянная потребность в поддержке

 

 Зависимость ребенка формируется в-основном в период 2-3 лет,

Зависимый - это потребность быть нужным, желание приобретать животных,

          Не может отказать и сказать «нет».

Независимый – проявляет интерес к миру, нет брезгливости (все тянет в рот), на него   чаще жалуются окружающие.

 

                            С.Грофф рассматривает 4 базовые перинатальные матрицы:

1 – от зачатия до  первой схватки – «рай», хорошие переживания существования в контакте с мамой

2 – «изгонение из рая» - период схваток до первого движения ребенка (ощущения тупика, загнанности).  Токсикоз – это восприятия плода как инородного тела и идет отторжение

3 -  «путь героя» -  движение ребенка по родовым каналам (суета, движение, пробивность, выход из беды)

4 – «триумф» - рождение – встреча победителя с «героем»

 

Любая перемена в жизни связана с этой структурой

Все структуры имеют 2 сектора – ранний ( от 3 месяцев беременности до рождения)

                                                       - поздний (до 3 месяцев после рождения  )

В  этот период у ребенка стоит вопрос- быть или не быть

Хороший контакт с мамой начинается с 3 месяцев

Если нет любви к ребенку – он начинает «ее заслуживать», быть хорошим, «зарабатывать» похвалу, «я буду таким как ты хочешь»

 

Работа родителей – тотальная любовь (ей замены нет):

- проговаривать «Я тебя люблю», «ты - желанный», «Я жду тебя», «Хорошо, что ты у меня есть»…

     Если нет безусловной любви – ребенок начинает ее «заслуживать» - «я буду таким, каким ты хочешь» и учатся манипулировать взрослыми

   ДЕТИ ЛЮБЯТ СТАБИЛЬНОСТЬ и для ребенка – новое – это стресс, ребенку нужно подготовиться, «обнюхать»  (напр. – ремонт в его комнате, или отдали игрушку без его разрешения)

 

Структура 2 –ПОТРЕБНОСТЕЙ.  

Период  - от 1 месяца до 1года 6 месяцев

Это период формирования устойчивой связи с матерью,

ребенок  делает так, как хочет мама, ему потребность контакта важнее еды и сна                         ( часто ребенок не плачет, когда его берут на руки)

Неправильно- запрещать маме брать ребенка на руки-это порождает психотравму.

Без физиологического контакта ребенок не выживает – это БИОЛОГИЧЕСКАЯ необходимость. Человеку необходим телесный контакт!

 

Работа с потребностями: потребность зависимости необходимо пережить и ребенок сам должен отделять:

  • Человек должен осознавать и принимать потребность. Тело знает чего хочет, а ум – больше в контакте с желаниями.ТЕЛО - ПОТРЕБНОСТЬ, УМ - ЖЕЛАНИЯ
  • Отвечать потребностям от «глюков» - т.е. острая нужда чего-то но не понимая для чего. (Хочу и быстро, хочу и все не понимая зачем). Нужно учиться отделять реальные потребности от надуманных. Потребность – это необходимость, «глюк» - желание срочности с ощущением изменения чего-то
  • Учиться заявлять о своих потребностях
  • Удовлетворять свои потребности (иногда прилагая усилия).

Часто люди думают, что знают чего хотят. Не умеют заявлять о потребностях,      думая - что каждый их и так знает. Удовлетворять свои потребности – это прилагать усилия!

  • Уметь откладывать «на потом» - если сейчас невозможно, нужно обьяснять и договариваться, почему ЭТО сейчас невозможно. Можно отвлечь ребенка (до 3 лет) а после – договариваться. Отложить на потом (купить завтра) или принять «как невозвожно» - это принцип взрослого, не ребенка.

      Ребенок должен научиться понимать – в мире  не все возможно,  иначе ребенок будет искать того, кто сможет решить его потребность.

ДЕТСКОСТЬ – хочу и все

   ВЗРОСЛОСТЬ – позже или невозможно

Тело – это потребность  (потребность в тепле)

Ум – это желание   ( наличие теплой кофты)

 

структура – АВТОНОМИИ    -

период – от 8 месяцев до 2,5 лет

Появляется интерес ко внешнему миру и ради безопасности появляется потребность в границах существования.                                                                       Ребенок до 2,5 лет не может отделить себя от мира и ему нужны родители для контроля

    Ребенку становится интересен внешний мир,

Учится говорит о себе не в третьем лице («Наташа – хорошая» - «Я хорошая»)

  В этот период ребенок усваивает правила!

  В  семьях зачастую правила родителей разные, ребенок учится лавировать и играть с правилами каждого (манипулирует – орет, хныкает, плачет при маме, обманывает,  жалуется бабушке…) – может долго хныкать, кричать (при чужих) и ждать реакции родителей – ребенок изучает и ищет тот блок «который сработает»

     Так ребенок усваивает правила жизни.

Это период – когда ребенка  нужно учить своими поступками и поведением.

                    - когда формируется абстрактное мышление и самоценность

                    - когда формируется внутренний образ мира

                   -  когда ребенок  получает удовольствия

                         Хочет быть хорошим

                   - период социальных травм и выстраивания границ

                   – когда ребенок учится быть в контакте с другими

                   - получает первое «нет» из мира . первое «нельзя»

                   -  когда  ребенок учится «отходить» от мамы (убегают от мамы) и убегая – демонстрирует границы в отношениях с мамой и проверяет свои чувства –уход от мамы.

Причины травмы – запугивание врачами, больницами, зубным врачом, не защищают ребенка а запугивают, не помогают, родители ограничивают в действии – одеться/раздеться, родитель и пытаются все делать за ребенка, не дают самостоятельности, ограничение в свободе действий, балованные дети - удовлетворение всех желаний ребенка (компенсация нелюбви к ребенку), навязывание  мнения взрослого, в транспорте – родители не дают ребенку говорить говорят первыми,

   

   В этот период дети просят купить животное, выбирает новый обьект любви (игрушки, зверушки)- это желание переместить свой интерес от мамы на другой обьект.

 

 Травмы этого периода:

- фразы «можно/нельзя» и запреты – т.е. границы безопасности

- часто родители дают нагрузку (спорт, плавание, танцы…) которые сами не реализовали в детстве,

- дети тянут старье домой, подбирают с улицы разные предметы, коряги,

- дать желаемую «игрушку», иначе  ребенок привязывается и тяжело переносит расставания

- лазят по деревьям – освоение нового уровня пространства – если запрещать - травма

- изучают разные поверхности - балансируют по узким и высоким поверхностям (ходят по бордюрам, крышам, карнизам…(исследование рубежа когда НЕЛЬЗЯ)

   Здесь – хорошо играть в пряталки, «где я», «поводырь», «сидеть спина к спине» ...

 

Диагностика по телеске – вина, обида, стыд

  

 

 

 

 

 

структура – ВОЛИ  

 период – от 2 лет до 4 лет (герои и жертвы)

контакт  с агрессией

 

В воле – смещенный фактор реальности!

    Трудный период – дети злятся, рычат, топают ногами (пятками), дерутся, кусаются                  все хотят сделать по-своему, проверяют границы дозволенного, причиняют боль родителям. (это паказывает силу, не устрашение).

Если дать ребенку поплакать, потопать, покричать – психотравмы не будет. Будет баланс и приобретенный опыт и период когда ребенок формируется и желательно отдавать в секции музыки, спорта

Эта структура учит делиться

    Причины травмы – в детстве поощряли или запрещали проявлять силу и дать сдачи,

Ребенок в этот период - мыслит картинками

               - продолжает формироваться речь (к 4 годам – речь должна быть сформирована)

               - начинается кризис 3-х лет – «Я», «я сам» (ребенка нужно поддерживать и он будет получать удовольствие от своих действий

            - ребенок получает удовольствие от своих действий

            - В этот период(4 года) ребенок – доложен сам одеваться, но не завязывать шнурки (мелкая моторика).

            - ребенку нужно давать выбор – даже иллюзорный

            - дети «дорисовывают» свои детские страхи, могут дорисовывать страхи родителей придумывают своих «бабаек» и «змей»

             - ребенок в это время «становится неудобным» для взрослых

             - дети показывают кулак- демонстрация силы- «тебя убью»…

             - дети хитрят, не врут, но «сдают друг друга» - не понимают – что хорошо-что плохо

            – когда ребенка нужно приучать к горшку. Если в этом есть сложности – либо плохая психическая обстановка в семье, либо проблемы в предыдущих структурах.

             - начинает чувствовать тело и формироваться ходьба и бег – топает ногами  и много бегают, появляется сила – проверяет-ломает игрушки, бросает все

               - «нет» - принципиально – всегда говорит, не зависимо от ситуации

               - формируется ассоциативное мышление и причинно-следственные связи, после 4 лет – с ребенком можно договориться.

               - формируются правила социума и формируются психотипы

               - период, когда наказания и поощрения – неадекватны

               - ребенка нужно в этот период – «доучить», т.к. ребенку в этот период ничего не нравится и он хочет только играть

              - период – когда путаются – реальность – начинается фантазии, ясновидения, накручивание себя против взрослых – приметы, магия…

              Ребенка надо возвращать в реальность