ДЕТИ 7-10
От 4 до 6 лет |
Формируется инициатива Начинают возникать идеалы Появляется чувство моральной ответственности Начинают различать: что - хорошо, а что – плохо
|
10-11 лет |
Половое созревание Подросткам трудно от личить реальное от воображаемого
|
В возрасте с 7 до 10 лет на внешнем плане ведущей деятельностью является учебная, на внутреннем — ученическая.
Сначала обретение духовных сил в утробе матери, затем способы общения от рождения до 3‑х лет, потом смыслы жизни (от 3 до 5), запечатление труда и послушания (до 7 лет) способность учиться (от 7 до 10 лет), то есть то, без чего в принципе невозможно в дальнейшем обретение мастерства.
В возрасте от 7 до 10 лет душевное становление детей, является ведущим.
При этом, если до 7 лет в отношениях со взрослыми запечатлевалось послушание, то с 7 лет является в душе ребенка живое действие — почитание взрослых.
В возрасте с 7 до 10 лет дети искренне хотят учиться. И внутренними резервами сил они к этому расположены.
Дети, которые с радостью прошли все три года обучения и запечатлели учение как радость, всю жизнь будут способны учиться. Такая глубокая закладка происходит возрасте с 7 до 10 лет.
Возраст от 5 до 7 лет — этап воспитания духа, начало триады, время строгого послушания. Тело и душа — в строгости.
младший школьный период (с 7 до 11/12 лет) – усиливается развитие мышечного скелета, молочные зубы заменяются на постоянные, могут возникнуть хронические заболевания, систематические занятия в школе и дома при не соблюдении гигиенических правил приводит к нарушению осанки и близорукости, увеличивается смертность в связи с травматизмом (спортивный).
Младший школьный возраст характеризуется усиленным развитием мускулатуры, но рост ребенка несколько замедляется. Ребенок развивается в школьном коллективе и живет его интересами. Занятия физкультурой следует организовать так, чтобы они ребенка не утомляли, а способствовали повышению процессов обмена и функций всех систем организма.
При значительной школьной нагрузке, неправильной организации сна и отдыха возможно развитие невротических реакций. Для младшего школьного возраста характерна высокая заболеваемость острыми инфекциями, появляются заболевания, редко встречающиеся в преддошкольном возрасте (ревматизм, функциональные сердечно-сосудистые расстройства и другие).
ПСИХОТРАВМЫ ИЛИ ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА РЕБЕНКА
Структура МНЕНИЙ Период – 5 – 9 лет
Период первой социализации,
- ребенок хочет идти в группу, уходит от родителей
- изучение границ и прощупывание границ правил
- у ребенка появляется свое мнение, он может что-то обьяснить,
- много сложных вопросов и «ломается» сам
- раньше ребенка можно было обмануть, обхитрить, этот период – уже нельзя
- закладываются «правила жизни»
- появляется вопрос «почему» и требуют обьяснений (нужно обьяснять)
- в разных группах – разные правила и уже принимают правила игры группы
- важность принадлежности к группе (особенно – неформальной)
- дети следят за модой (любят модную одежду, игрушки…)
- принимают знаки отличия (раскрас, сленг…)
- обращают внимание на внешний вид и много находятся перед зеркалом
- формируется самооценка
- освоение «своей» территории – на уровне квартиры, двора, парка
- начинают врать и воровать – это норма (воровство – без цели, в 14 лет – воровство с целью сбыта)
- злятся на себя (часто из-за «праведного гнева»)
- учатся гибкости и манипуляциям в отношениях
Травма – когда ребенку не дают высказаться («затыкают рот»), осмеивается его мнения, нарушение личных границ, не дают «свободы выбора», обращают внимание на его малый возраст («Молчи, зелень», «Доживешь до…,поймешь»…) не соответствие моды и внешности.
Структура СОЛИДАРНОСТИ Период – 7 – 12 лет
Период, когда ребенок включается в группу, в социум, - Ребенку нужна поддержка родителей.
- формирование своей компании (задача – найти свою «стаю»)
- формирование понятия – лидер в компании
- учатся делиться на микрогруппы ( с этим – дружу, с этим – нет)
- проблема периода – отсутствие отца в семье, ребенок привязывается к маме сильнее и становится безразличным группа, «мама – лучшая жена», период сепарации – либо гиперопека, либо отвержение и ребенок уходит от социума
- ребенок – революционер (протест против отца)
- дети начинают прикрывать друг друга (сдал - не сдал, предательство)
Если ребенок «предает», значит ему важнее общение и мнение родителей, чем группы.
- период, когда родители начинают навязывать детям свои нереализованные детские желания (ходить на музыку, плавание…)
- солидарность – быть частью группы
БАЛАНС – взрослая, здоровая конкуренция
- умение конкурировать
- умение договариваться
- ориентация в работе на результат
Возрастная динамика появления страхов
От 7 до 11 лет
С 6-7 лет ребенок идет в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это способствует более активному развитию нравственных сторон личности.
К моменту поступления в школу у детей наблюдается уменьшение страхов, что как раз и обусловлено новой социальной позицией школьника,
Младший школьный возраст — это возраст, когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи.
Инстинктивные, (в основном-эмоциональные), формы страха — это собственно страх - угроза для жизни,
Ведущий страх в данном возрасте — это страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают.
это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья.
Конкретными формами страха "быть не тем" являются страхи сделать не то, не так, неправильно, не так, как следует, как нужно.
страхи "не успеть", "опоздать" и будут отражением гипертрофированного чувства вины из-за возможного совершения осуждаемых взрослыми, прежде всего родителями, неправильных действий.
Часто встречаемой - страх опоздания в школу, т. е. опять страх не успеть, получить порицание, более широко это страх социального несоответствия и неприятия.
Большая выраженность этого страха у девочек не случайна, так как они раньше, чем мальчики, усваивают социальные нормы, в большей степени подвержены чувству вины и более критично (принципиально) воспринимают отклонения своего поведения от общепринятых норм.
"Школьная фобия" - страх перед посещением школы.
Нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки.
Иногда родители боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняя вместо детей все задания, а также контролируя их по поводу каждой написанной буквы.
дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки или отвечают у доски, потому что их мать педантично проверяет каждую букву, каждое слово.
И при этом очень драматично ко всему относится: "Ах, ты сделал ошибку! Тебе поставят двойку! Тебя выгонят из школы, ты не сможешь учиться!" и т. д. Она не бьет ребенка, только пугает. Но наказание все равно присутствует. Это и есть психологическое битье.
Помимо "школьных" страхов для детей этого возраста типичен:
- страх стихии — природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения, землетрясения.
- так называемое магическое мышление — склонность верить в "роковое" стечение обстоятельств, "таинственные" явления, предсказания и суеверия.
- на другую сторону улицы, увидев черную кошку, верят в "чет и нечет", тринадцатое число, "счастливые билеты"
- обожают истории о вампирах, привидениях, а другие их панически боятся. Особой пугающей популярностью когда-то пользовались герои кинофильмов "Вий" и "Фантомас".
Типичными страхами у младших школьников будут страхи Черной Руки и Пиковой Дамы.
для младших школьников характерно сочетание социально и инстинктивно опосредованных страхов,
страхов несоответствия общепринятым нормам и
страхов смерти родителей на фоне формирующегося чувства ответственности, магического настроя и выраженной в этом возрасте внушаемости.
Детские стрессы: признаки, последствия, причины, методы профилактики
Стрессы давно стали неотъемлемой частью современной жизни взрослых и детей.
Признаки стресса у ребят младшего школьного возраста
- Быстро устают;
- Жалуются на частые головные боли, тошноту, боли в сердце.
- Полоса капризов и вызывающего поведения, длящаяся больше недели.
- По ночам преследуют кошмары.
- Тенденция к регулярным попаданиям в переделки, причинение себе вреда.
- Вы часто ловите свое чадо на лжи.
- «Впадание в детство».
- Перепады настроения без видимых причин.
- Повышенная озабоченность своим здоровьем.
- Нежелание ходить в школу и гулять с приятелями – отчужденность, изоляция, отрешённость от мира.
- Агрессивное поведение по отношению к окружающим.
- Повышенное старание в учебе и домашней работе, постоянное желание похвалы.
- Низкая самооценка.
- Усиление страхов, волнений, повышенная тревожность без видимых на то причин.
- Ухудшение внимания и памяти, и как следствие этого, падение успеваемости.
- Проявление нервозности в виде нервных тиков (глотание, моргание и пр.) и дефекты речи.
- Расстройство аппетита и сна либо наоборот – усиленный аппетит и сонливость.
Последствия детских стрессов:
- Просмотр тяжелых фильмов и шокирующих телепрограмм делает детей жестокими и циничными. Они стремятся к тому, чтобы причинять боль окружающим и себе.
- Если ребенок пережил любое насилие по отношению к себе - он станет замкнутым и будет иметь серьезные проблемы с психикой.
- Когда случай особо тяжелый - стресс приводит к задержке или остановке психического развития. Человек не в силах освободиться от психологической травмы, по-настоящему повзрослеть.
- Пережитый стресс может спровоцировать у ребёнка инфекционные или сердечные заболевания, язву желудка, невроз, астму, сахарный диабет.
Причины детских стрессов
Условно все причины делятся на возрастные и те, которые связаны с семейной обстановкой.
Для ребенка любого возраста причиной стресса может стать:
- Похороны близкого человека;
- Травмы и катастрофы;
- Развод родителей;
- Расставание с друзьями и переезд;
- Насилие;
- Реальные или вымышленные страхи;
- Рождение нового малыша в семье;
- Смерть домашнего животного.
У младших школьников
Типичные стрессы у младших школьников
– конфликты с учителями
- Конфлікт одноклассниками
- конкуренция в коллективе. Они уже понимают, что есть в классе более умные, красивые, талантливые, популярные, чем они. Но им трудно принять и осознать, что это нормально и нельзя быть идеальным во всех отношениях. Из-за этого эмоции у них зашкаливают и проявляются очень по разному – 1 -одни с головой погружаются в учебу и отгораживаются от мира, 2 - другие упорно не хотят меняться, им проще самоутверждаться за счет унижения других.
самый сильный стресс для школьника - это оскорбления и издевательства в школе.
В этом возрасте начинаются: - первые внутренние конфликты, - обостряется чувство вины, - ребенок смиряется с мыслью, что он плохой и поделать с этим ничего нельзя. Плохая оценка провоцирует страх перед родителями и учителями, контрольные работы и экзамены тоже становятся стрессогенным фактором.
Общие методы профилактики стресса:
- Стремиться к доверительным отношениям с детьми, чтобы они чувствовали заботу и внимание, готовность общаться на любые даже самые трудные темы. В конце концов, не в подворотню же идти за пониманием и общением!
- Ограничить просмотр телевизионных новостей, других программ и тяжелых фильмов, особенно с детьми младшего возраста. Если ребенок случайно увидел на улице или по телевизору событие, которое его шокировало, не оставляйте его с этим один на один – поговорите, успокойте, объясните все на понятном ему языке без ужасающих подробностей.
- Оказывайте поддержку и будьте готовы помогать при освоении ребенком каких-либо новых навыков, чтобы он не потерял веру в себя и самооценку.
- Научите сына или дочь давать выход любым отрицательным эмоциям, чтобы они не загоняли их внутрь себя и не заболели от этого: пусть выговорятся вам, или ведут дневник, занимаются творчеством (рисуют, лепят, строят и пр.).
- Обсуждайте с ребенком возможные стрессовые ситуации, так как вы не всегда будете рядом, чтобы оградить и защитить. Пусть будет морально готов к трудностям, но только не пересолите с подробностями тёмной стороны жизни. Пусть информации будет в меру.
У младших школьников
В любых ситуациях будьте готовы оказать помощь и поддержку, проявляйте в достаточной степени честность и откровенность. Если кто-то из родственников умер, нет смысла врать, что он далеко уехал. Нужно деликатно объяснить ребенку, что теперь близкий человек живет совсем в другом мире и свидеться с ним уже никогда не будет возможным.
. Честность нужна и в случае развода родителей.
При этом ребенок не должен выбирать, с кем ему жить – он одинаково любит и маму и папу. Поэтому этот вопрос решают взрослые.
При возникновении сложностей в школе не пытайтесь полностью взять на себя их решение. Вы можете обсуждать с ребенком причины сложившейся ситуации и вместе поискать пути разрешения проблемы.
не оказывайте на ребенка психологического давления – не сравнивайте его с другими детьми, не требуйте быть первым во всем и учиться только на «отлично» - вы ведь и сами такими не были, почему ваше чадо должно отдуваться за ваши амбиции!
Делайте все от вас зависящее, чтобы самооценка у ребенка была на должном уровне и постоянно повышалась. Найдите ему занятие, которое станет для него приятным хобби и будет хорошо получаться. Успехи в спортивной секции или музыкальной школе сделают его уверенным, а уверенные дети меньше подвержены стрессам.