ДЕТИ 1-3
От 1 года до 1,5 лет |
Формируется доверие к миру и взрослым Доверие возникает через ощущение любви |
От 1,5 до 4 лет |
Создается емоции – стыда и сомнения Стает независимым в удовлетворении своїх потрібностей Формируется внутренний контроль за своїми действиями Желание бать самостоятельным |
Внутриутробное становление — это прежде всего запечатление душевных сил матери, ее душевного состояния, которые проявляется в отношении к отцу, детям, если они есть, к собственным родителям, состояние душевной скудности, запечатлевается ребенком в неспособности любить, заботиться, терпеть. Естественно, что такие дети после рождения легко срываются в истерику, злобу. Едва задень — начинается плач, чуть потребуй — в ответ упрямство или гнев. У ребенка нет сил быть в добром расположении к людям.
В зависимости от изменений, происходящих в организме ребёнка различают 2 этапа развития:
1. внутриутробный;
2. внеутробный (постнатальный).
Внутриутробный период: с момента оплодотворения яйцеклетки до рождения (38 – 40 недель). Значительную роль играет состояние здоровья матери и условия её жизни. В течение первых 11 – 12 недель происходит формирование органов и тканей плода. При воздействии неблагоприятных факторов могут формироваться врождённые пороки.
1. период новорождённости:
- ранний неонатальный – с момента перевязки пуповины до 7 дня жизни. Адаптация ребёнка к существованию вне материнского организма; начинают функционировать лёгкие, малый круг кровообращения, закрываются пути внутриутробной гемодинамики; совершенствуется регуляция; переход на энтеральное питания; могут возникнуть пограничные состояния; могут возникнуть заболевания заложенные внутриутробно.
- поздний неонатальный – с 8 дня до 28 дня. Продолжение адаптации, интенсивное развитие анализаторов. Труднее адаптируются недоношенные и переношенные. Отмечается высокая чувствительность к стафилококковой, стрептококковой, условно патогенной кишечной палочки, сальмонеллам. Наблюдается склонность к быстрой генерализации патологического процесса.
- грудной возраст (с 28 дня до 1 года) – интенсивные обменные процессы, высокие темпы физического и психического развития. До 3 – 4 месяцев жизни сохраняется пассивный иммунитет от матери, поэтому ребёнок устойчив к кори, краснухи, паротитной инфекции… Предрасположенность к анемии, рахиту, гипотрофии, нарушение пищеварения, так как ЖКТ функционально не зрелый.
- преддошкольный период (от 1 года до 3-х лет) – быстрое созревание ЦНС, закрепляются двигательные навыки формируется речь. Так как утрачен пассивный иммунитет увеличив. заболеваемость, молочные зубы – 20.
Возрастные периоды у детей. Для периода детства характерны постоянное развитие и рост организма ребенка. Между отдельными стадиями развития нет строгой грани.
Детскому возрасту предшествует период внутриутробного развития, в котором различают стадию эмбрионального развития (первые 3 мес.) и стадию плацентарного развития (с 3-го по 9-й месяц).
Внеутробный период развития делится на несколько периодов: 1) новорожденности, продолжающийся до 4 недель жизни;
2) грудной возраст, длящийся от 4 недель до 1 года;
3) преддошкольный, или ясельный,— от 1 года до 3 лет;
4) дошкольный (период детского сада) — от 3 до 7 лет;
5) младший школьный — от 7 до 12 лет;
6) старший школьный (подростковый, или период полового созревания) — от 12 до 18 лет (см. выше).
Период новорожденности характеризуется незаконченностью развития всех органов и систем. В этот период происходит приспособление детского организма к условиям внешней среды. Недостаточная функциональная способность различных органов является причиной развития ряда расстройств, при которых трудно провести грань между физиологическим и патологическим состояниями (физиологическая желтуха и альбуминурия, физиологическая убыль веса и другие).
Новорожденный чрезвычайно восприимчив к кокковой инфекции, что требует максимальной асептики в уходе за ребенком такого возраста
Грудной возраст.
Для периода грудного возраста характерны интенсивность роста и развития организма ребенка, что обусловливает относительно большую потребность в высококалорийной пище и требует правильной организации питания.
При нарушении качества и количества пищи возможны расстройства питания и пищеварения. Ввиду относительной функциональной слабости органов пищеварения ребенок питается преимущественно молочной пищей.
В этом периоде ребенок также беспомощен и требует специального ухода.
У ребенка грудного возраста формируется первая сигнальная система.
Дети начинают узнавать предметы и лица ориентируются в окружающей среде.
Быстрая истощаемость центральной нервной системы. требует большого количества часов сна и правильного чередования сна и бодрствования.
Слабость иммунобиологических защитных механизмов делает детей первых месяцев жизни более подверженными септическим процессам. В 2—5 мес. ребенок наиболее беззащитен к инфекциям в связи со снижением пассивного и недостаточной выработкой активного приобретенного иммунитета. В грудном возрасте характерно проявление конституциональных аномалий, чаще всего экссудативно-катарального диатеза
Возрастная динамика появления страхов
3.1. Период беременности и родов
Беспокойство, испытываемое женщиной во время беременности, является первым "опытом" беспокойства у ребенка.
Во второй половине беременности интенсивно развивается кровеносная система плода, и он получает через плаценту и пуповину гормонально опосредованную порцию беспокойства всякий раз, когда мать находится в состоянии тревоги.
Возможны и определенные функциональные нарушения в деятельности организма в ответ на длительное волнение или раздражение матери.
Беспокойство матери вызывает также и соответствующую двигательную реакцию плода.
При эмоциональном стрессе у матери во время беременности отмечена по нашим наблюдениям большая вероятность преждевременных родов, а также различных нарушений родовой деятельности, если роды и протекали в срок. В последнем случае чаще встречаются слабость родовой деятельности, признаки гипоксии (недостатка кислорода) и асфиксии (удушья) у ребенка, когда возникает необходимость в проведении ряда специальных родовспомогательных мероприятий.
Такой новорожденный отличается повышенной нервной возбудимостью и более высоким мышечным тонусом. Он вздрагивает при малейшем шуме, громком голосе, пеленании и ярком свете.
Итак, профилактика эмоциональных расстройств у детей должна начинаться еще до рождения. Важно, чтобы супруги знали, что период беременности — не самое лучшее время для сомнений в целесообразности рождения ребенка, сдачи экзаменов и дипломных работ, выяснения отношений и принятия на себя повышенных обязательств.
Первый год жизни
Повышенное беспокойство у детей первых месяцев жизни чаще всего возникает, когда не удовлетворяются жизненно важные физиологические потребности в пище, сне, активности, освобождении кишечника, тепле, то есть в том, что определяет физический и эмоциональный комфорт младенца.
Он не может терпеть, ибо его потребности биологически предопределены и направлены на поддержание и развитие жизни.
Если же физиологические потребности не Удовлетворяются, возможно длительное сохранение вызванного ими беспокойства, например в момент засыпания, принятия пищи, болезни и т. д.
Наибольший интерес представляет потребность в эмоциональном контакте, степень удовлетворения которого со стороны матери существенно сказывается на эмоциональном самочувствии и тонусе ребенка первого года жизни.
Первым проявлением эмоционального контакта является ответная улыбка малыша между 1-ым и 2-ым месяцами, говорящая не только о потребности в положительных человеческих эмоциях, но и о выделении из окружающих людей матери, а вскоре и других взрослых (так называемый комплекс оживления).
Внимательное наблюдение за детьми первых месяцев жизни в домашних условиях показывает, что уже в возрасте 2 месяцев появляется не только комплекс оживления, но и пока еще слабо выраженное и непостоянное беспокойство при отсутствии матери в относительно непродолжительный период бодрствования и нахождения в новой обстановке..
Во втором полугодии жизни, несмотря на уменьшение беспокойства в новой обстановке, заметно нарастает психологически мотивированное беспокойство при уходе матери и появлении незнакомых лиц.
Беспокойство в отсутствие матери становится отчетливо выраженным в 7, а боязнь чужих — в 8 месяцев, что указывает на эмоциональный контакт с матерью и способность отличать ее от других, то есть на появление избирательных отношений.
Это первый травмирующий опыт потери связи с окружающим миром, воплощенным пока в лице матери, опыт, который при дальнейшем его подкреплении является предпосылкой к развитию страха одиночества, особой чувствительности к разлуке, неразделенности чувств и тревожности в целом.
В 8 месяцев у ребенка повышается чувствительность к голосу матери и к музыкальным звукам.
Но ребенок может испугаться и заплакать от одного появления в голосе матери непривычных и неприятных ноток раздражения, беспокойства и угрозы, не говоря уже о повышенном тоне и громко произнесенном "нельзя!". Настроенный на голос матери ребенок 8-ми месяцев чутко улавливает фальшь и наигранность в голосе другого человека.
Таким образом, возраст 7-9 месяцев — это период повышенной чувствительности к возникновению тревоги и страха.
Начиная с 14-го месяца жизни наблюдается уменьшение беспокойства при отсутствии матери й практически прекращается боязнь посторонних, ребенок этого возраста уже "поумнел
К концу первого года жизни эмоциональный образ матери уже не обладает такой целостностью Для ребенка, как раньше. Ввиду возросшей двигательной активности малыша мать вынуждена что-то запрещать ему, что противоречит ее эмоциональному образу, сложившемуся у ребенка, и непосредственному выражению его чувств и желаний.
. Многие матери интуитивно находят равновесие между поощрением активности и запретами. Они создают дополнительные возможности для ползания, переползания через специально положенные валики из поролона, для самостоятельного вставания при минимуме поддержки и страховки, умело отвлекают ребенка от нежелательных действий, не злоупотребляют запретами, произнося их ровным, спокойным, без излишней строгости голосом.
.Итак, первый год жизни — начало всех начал, важная веха на пути всего последующего эмоционального развития.
От 1 года до 3 лет
В этом возрасте интенсивно развиваются сознание и речь, координируются движения, совершенствуются исследовательские формы поведения, появляется настойчивость в преодолении трудностей.
К 2 годам происходит осознание своего "я", понимание различий между девочками и мальчиками,
отношений "взрослый — ребенок — родитель".
Уже к двум годам дети довольно чутко различают симпатии родителей, плачут от обиды и вмешиваются в разговор взрослых, не в силах перенести отсутствие внимания, "прилипают" к родителям, следуют по пятам, не позволяя долго разговаривать с кем-либо.
Налицо ревность — желание безраздельно обладать объектом любви и привязанности, в качестве которого первично выступает мать.
Осознавая свое "я", отделяя себя от окружающих, ребенок 2 лет уже не так односторонне фиксирован на матери. Он все больше нуждается в общении с другими членами семьи. Вот почему дети этого возраста становятся заметно общительнее и легче вступают в контакт с незнакомыми людьми, однако в семье договориться становится все труднее.
Недаром возраст 2-4 лет называют возрастом упрямства. Фактически же речь идет о развитии волевых качеств, противостоящих неуверенности в себе и нерешительности в действиях и поступках.
В єтом возрасте тем не менее созревают новые страхи.
Главным персонажем страшных сновидений чаще всего оказывается Волк.
Его зловещий образ часто появляется после слушания сказок, в том числе о Красной Шапочке. Волк снится чаще детям, боящимся наказания со стороны отца. Кроме того, Волк ассоциируется с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами. Последнее весьма существенно, если учесть характерный для детей данного возраста страх перед уколами и болью.
Ближе к 4 годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба Яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказаниями. Уносящая к себе "плохих" детей и расправляющаяся с ними Баба Яга, приходит из мира, где царят насилие, несправедливость и бессердечие. Вот почему двухлетние и трехлетние дети всерьез просят иногда родителей убить Бабу Ягу и Волка, чтобы защитить от ночных кошмаров. Обычно роль защитника поручается отцу, если он достаточно сильный в представлении ребенка.
Волк и Баба Яга символизируют угрозу для жизни, физическое уничтожение, прекращение жизни.
Вместе с сильной, внезапно возникающей болью при физических травмах, заболеваниях образы Волка и Бабы Яги предваряют появление психологически мотивированного страха смерти у детей в 6 и 7 лет. Оба этих образа аккумулируют страх перед чем-то совершенно чуждым, отвратительным, агрессивно-бездушным и безжизненным в противоположность близости, нежности, ласковости и сердечности.
проведенный нами опрос 200 матерей детей 1—3 лет по списку из 29 видов страха.
Наиболее частым у детей 2-го года жизни является страх неожиданных звуков (52 % мальчиков и 52 % девочек).
На втором месте находится страх одиночества (44 % мальчиков и 34 % девочек),
затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников.
В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план (каждый второй мальчик или девочка), затем следуют страхи одиночества (у девочек 48 %, у мальчиков 36 %).
нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхождения (боль, уколы, медработники).
К 2 годам существенно увеличиваются, особенно у мальчиков,страхи перед засыпанием, что связано с более частыми у них кошмарными сновидениями.
Полученные данные показывают повышенную чувствительность дехей преддошкольного возраста к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых.
Соответственно все, что связано с семейными конфликтами, медицинскими манипуляциями, нахождением в больнице или помещением в ясли, может быть существенным источником эмоционального стресса, беспокойства и страхов.
Детские стрессы: признаки, последствия, причины, методы профилактики
Стрессы давно стали неотъемлемой частью современной жизни взрослых и детей. Но если справиться со стрессом взрослый человек еще как-то может в силу жизненного опыта и закалки характера, то ребенку сделать это намного сложнее.
Чем меньше ребенок, тем сильнее он испытывает стресс при каждом столкновении с неизвестностью и новизной. Специфика детского стресса в том, что в жизнь ребенка извне вторгается нечто нехорошее, неизвестное, непонятное и поэтому страшное. В такие моменты малышу очень нужны понимание и помощь со стороны родителей, а возможно, и специалистов.
Признаки стресса у ребенка
В силу того, что организм в детском возрасте постоянно растет и изменяется, можно спутать стресс с характерными для растущего организма недомоганиями. И все-таки есть некоторые признаки, по которым можно определить, испытывает ли ребенок стресс или нет.
Признаки стресса у детей до 2 лет:
- излишняя раздражительность; - потеря аппетита, отказ от еды;
- плохой сон или его отсутствие.
Причины детских стрессов
Условно все причины делятся на возрастные и те, которые связаны с семейной обстановкой. Но они часто переплетаются и рассматривать их приходится в совокупности.
Для ребенка любого возраста причиной стресса может стать:
- Похороны близкого человека;
- Травмы и катастрофы;
- Развод родителей;
- Расставание с друзьями и переезд;
- Насилие;
- Реальные или вымышленные страхи;
- Рождение нового малыша в семье;
- Смерть домашнего животного.
У малышей до двух лет
Номер один в этом списке - расставание с родными, особенно если долго отсутствует мама. Потом идут изменения распорядка дня, заболевания, плохое настроение родителей.
Профилактика стресса
У малышей до двух лет
В таком возрасте как можно меньше оставляйте их одних. Будьте неподалеку, следите за своим настроением – оно сильно влияет на эмоциональный фон малыша. Ваша ласка и забота – лучшая профилактика стресса для ребенка.
О ПСИХОТРАВМАХ ИЛИ КАК ФОРМИРУЕТСЯ ХАРАКТЕР РЕБЕНКА
1 – СТРУКТУРА СУЩЕСТВОВАНИЯ
Период от 3 месяцев беременности до момента рождения ребенка
Эта структура связана с травмой рождения ребенка.
До 3 года – это фаза зависимости
По-этому – если ребенок прожил спокойно до 3 лет – т.е. период зависимости – он более самостоятельный и легче осваивает пространство, если нет – ребенок-«хвостик» или «мамин» ребенок.
Ранняя травма возникает, когда женщина пыталась сорвать беременность (потом ребенок не сможет расслабляться по соматике, для него –покой-смерть), нежеланный ребенок, долго хотела сделать аборт, но позже успокоилась, когда ребенка отобрали от матери после родов (по разным причинам), слабый контакт с матерью, роняли ребенка, не разрешали брать на руки,
Кесарево – ребенок не знает – что такое выживать «домашний», безшабашность, не может сопротивляться по жизни, постоянная потребность в поддержке
Зависимость ребенка формируется в-основном в период 2-3 лет,
Зависимый - это потребность быть нужным, желание приобретать животных,
Не может отказать и сказать «нет».
Независимый – проявляет интерес к миру, нет брезгливости (все тянет в рот), на него чаще жалуются окружающие.
С.Грофф рассматривает 4 базовые перинатальные матрицы:
1 – от зачатия до первой схватки – «рай», хорошие переживания существования в контакте с мамой
2 – «изгонение из рая» - период схваток до первого движения ребенка (ощущения тупика, загнанности). Токсикоз – это восприятия плода как инородного тела и идет отторжение
3 - «путь героя» - движение ребенка по родовым каналам (суета, движение, пробивность, выход из беды)
4 – «триумф» - рождение – встреча победителя с «героем»
Любая перемена в жизни связана с этой структурой
Все структуры имеют 2 сектора – ранний ( от 3 месяцев беременности до рождения)
- поздний (до 3 месяцев после рождения )
В этот период у ребенка стоит вопрос- быть или не быть
Хороший контакт с мамой начинается с 3 месяцев
Если нет любви к ребенку – он начинает «ее заслуживать», быть хорошим, «зарабатывать» похвалу, «я буду таким как ты хочешь»
Работа родителей – тотальная любовь (ей замены нет):
- проговаривать «Я тебя люблю», «ты - желанный», «Я жду тебя», «Хорошо, что ты у меня есть»…
Если нет безусловной любви – ребенок начинает ее «заслуживать» - «я буду таким, каким ты хочешь» и учатся манипулировать взрослыми
ДЕТИ ЛЮБЯТ СТАБИЛЬНОСТЬ и для ребенка – новое – это стресс, ребенку нужно подготовиться, «обнюхать» (напр. – ремонт в его комнате, или отдали игрушку без его разрешения)
Структура 2 –ПОТРЕБНОСТЕЙ.
Период - от 1 месяца до 1года 6 месяцев
Это период формирования устойчивой связи с матерью,
ребенок делает так, как хочет мама, ему потребность контакта важнее еды и сна ( часто ребенок не плачет, когда его берут на руки)
Неправильно- запрещать маме брать ребенка на руки-это порождает психотравму.
Без физиологического контакта ребенок не выживает – это БИОЛОГИЧЕСКАЯ необходимость. Человеку необходим телесный контакт!
Работа с потребностями: потребность зависимости необходимо пережить и ребенок сам должен отделять:
- Человек должен осознавать и принимать потребность. Тело знает чего хочет, а ум – больше в контакте с желаниями.ТЕЛО - ПОТРЕБНОСТЬ, УМ - ЖЕЛАНИЯ
- Отвечать потребностям от «глюков» - т.е. острая нужда чего-то но не понимая для чего. (Хочу и быстро, хочу и все не понимая зачем). Нужно учиться отделять реальные потребности от надуманных. Потребность – это необходимость, «глюк» - желание срочности с ощущением изменения чего-то
- Учиться заявлять о своих потребностях
- Удовлетворять свои потребности (иногда прилагая усилия).
Часто люди думают, что знают чего хотят. Не умеют заявлять о потребностях, думая - что каждый их и так знает. Удовлетворять свои потребности – это прилагать усилия!
- Уметь откладывать «на потом» - если сейчас невозможно, нужно обьяснять и договариваться, почему ЭТО сейчас невозможно. Можно отвлечь ребенка (до 3 лет) а после – договариваться. Отложить на потом (купить завтра) или принять «как невозвожно» - это принцип взрослого, не ребенка.
Ребенок должен научиться понимать – в мире не все возможно, иначе ребенок будет искать того, кто сможет решить его потребность.
ДЕТСКОСТЬ – хочу и все
ВЗРОСЛОСТЬ – позже или невозможно
Тело – это потребность (потребность в тепле)
Ум – это желание ( наличие теплой кофты)
структура – АВТОНОМИИ -
период – от 8 месяцев до 2,5 лет
Появляется интерес ко внешнему миру и ради безопасности появляется потребность в границах существования. Ребенок до 2,5 лет не может отделить себя от мира и ему нужны родители для контроля
Ребенку становится интересен внешний мир,
Учится говорит о себе не в третьем лице («Наташа – хорошая» - «Я хорошая»)
В этот период ребенок усваивает правила!
В семьях зачастую правила родителей разные, ребенок учится лавировать и играть с правилами каждого (манипулирует – орет, хныкает, плачет при маме, обманывает, жалуется бабушке…) – может долго хныкать, кричать (при чужих) и ждать реакции родителей – ребенок изучает и ищет тот блок «который сработает»
Так ребенок усваивает правила жизни.
Это период – когда ребенка нужно учить своими поступками и поведением.
- когда формируется абстрактное мышление и самоценность
- когда формируется внутренний образ мира
- когда ребенок получает удовольствия
Хочет быть хорошим
- период социальных травм и выстраивания границ
– когда ребенок учится быть в контакте с другими
- получает первое «нет» из мира . первое «нельзя»
- когда ребенок учится «отходить» от мамы (убегают от мамы) и убегая – демонстрирует границы в отношениях с мамой и проверяет свои чувства –уход от мамы.
Причины травмы – запугивание врачами, больницами, зубным врачом, не защищают ребенка а запугивают, не помогают, родители ограничивают в действии – одеться/раздеться, родитель и пытаются все делать за ребенка, не дают самостоятельности, ограничение в свободе действий, балованные дети - удовлетворение всех желаний ребенка (компенсация нелюбви к ребенку), навязывание мнения взрослого, в транспорте – родители не дают ребенку говорить говорят первыми,
В этот период дети просят купить животное, выбирает новый обьект любви (игрушки, зверушки)- это желание переместить свой интерес от мамы на другой обьект.
Травмы этого периода:
- фразы «можно/нельзя» и запреты – т.е. границы безопасности
- часто родители дают нагрузку (спорт, плавание, танцы…) которые сами не реализовали в детстве,
- дети тянут старье домой, подбирают с улицы разные предметы, коряги,
- дать желаемую «игрушку», иначе ребенок привязывается и тяжело переносит расставания
- лазят по деревьям – освоение нового уровня пространства – если запрещать - травма
- изучают разные поверхности - балансируют по узким и высоким поверхностям (ходят по бордюрам, крышам, карнизам…(исследование рубежа когда НЕЛЬЗЯ)
Здесь – хорошо играть в пряталки, «где я», «поводырь», «сидеть спина к спине» ...
Диагностика по телеске – вина, обида, стыд
структура – ВОЛИ
период – от 2 лет до 4 лет (герои и жертвы)
контакт с агрессией
В воле – смещенный фактор реальности!
Трудный период – дети злятся, рычат, топают ногами (пятками), дерутся, кусаются все хотят сделать по-своему, проверяют границы дозволенного, причиняют боль родителям. (это паказывает силу, не устрашение).
Если дать ребенку поплакать, потопать, покричать – психотравмы не будет. Будет баланс и приобретенный опыт и период когда ребенок формируется и желательно отдавать в секции музыки, спорта
Эта структура учит делиться
Причины травмы – в детстве поощряли или запрещали проявлять силу и дать сдачи,
Ребенок в этот период - мыслит картинками
- продолжает формироваться речь (к 4 годам – речь должна быть сформирована)
- начинается кризис 3-х лет – «Я», «я сам» (ребенка нужно поддерживать и он будет получать удовольствие от своих действий
- ребенок получает удовольствие от своих действий
- В этот период(4 года) ребенок – доложен сам одеваться, но не завязывать шнурки (мелкая моторика).
- ребенку нужно давать выбор – даже иллюзорный
- дети «дорисовывают» свои детские страхи, могут дорисовывать страхи родителей придумывают своих «бабаек» и «змей»
- ребенок в это время «становится неудобным» для взрослых
- дети показывают кулак- демонстрация силы- «тебя убью»…
- дети хитрят, не врут, но «сдают друг друга» - не понимают – что хорошо-что плохо
– когда ребенка нужно приучать к горшку. Если в этом есть сложности – либо плохая психическая обстановка в семье, либо проблемы в предыдущих структурах.
- начинает чувствовать тело и формироваться ходьба и бег – топает ногами и много бегают, появляется сила – проверяет-ломает игрушки, бросает все
- «нет» - принципиально – всегда говорит, не зависимо от ситуации
- формируется ассоциативное мышление и причинно-следственные связи, после 4 лет – с ребенком можно договориться.
- формируются правила социума и формируются психотипы
- период, когда наказания и поощрения – неадекватны
- ребенка нужно в этот период – «доучить», т.к. ребенку в этот период ничего не нравится и он хочет только играть
- период – когда путаются – реальность – начинается фантазии, ясновидения, накручивание себя против взрослых – приметы, магия…
Ребенка надо возвращать в реальность